В музыке, как и в литературе, истоки многих явлений, характерных для XVII века, нужно искать в предшествующем периоде. XVI век выдвинул ряд коренных вопросов развития русской музыкальной культуры, по не мог найти пути к их решению, оставив это на долю следующего столетия.
■Лихачев Д. С. Развитие русской литературы XI —XVII веков. Л., 1973, с. 137. Н ЗУ
РА1ШИП РУССКИЙ КАНТ
Кант, как музыкально-поэтический жанр, пользовавшийся широчайшей популярностью в разных слоях русского общества со второй половины XVII н вплоть до конца XVIII века (а частично и в более позднее время), лавно уже привлекал к себе внимание исследователей. Приоритет в его изучении принадлежит не музыковедам, а историкам литературы. Труды ряда исследователей-литературоведов в этой области дали пенные, но неизбежно односторонние и неполные результаты, поскольку текст в канте мыслился в неразрывной связи с музыкой. Необходимость совместного, комплексного рассмотрения поэтического текста и напева в канте сознавалась некоторыми литературоведами, проявлявшими специальный интерес к этому жанру. В. II. Перетц, описыпян один на рукописных сборников начала XVIII века и приводя нотные строчки содержащихся в нем несен польско-украинского происхождения, прямо обращался к музыкантам: сКак заметил читатель, мы опубликовали не все нотные записи польских песен... Их передача--дело музыкантов-специалистов, внимание которых осмеливаемся обратить на этот ценнейший сборник памятников старинной малорусско-польской поэзии и музыки»'.
Первая музыковедческая работа о канте, принадлежащая С. В. Смоленскому, появилась через десять лет после того, как прозвучал этот призыв2. Но, по справедливому крнти-
1 Перетц В. Н. Заметки ■ материалы для истории песни в Г>-сип— гИиигстия отделения р>акого ялика н словесности имп. Академии наук», т. 6. кн 2 Спб.. 1901. с 97.
■Смоленский С. В. Значение XVII века и его кантов в области современного церковного пени* так на) «простого маис**».— В кн; М>-1мннлы<ми старина, вып. 5. Спб.. 1911.
ческому замечанию II. Ф. Финдсйзена. «к сожалению, целью покойного автора, по-видимому, было не научное изложение собранного музыкального материала, а популяризация кантов» '. Поэтому Смоленский позволял себе весьма свободно обращаться с подлинным музыкальным текстом, не указывая на источники цитируемых им примеров, нет у него и каких-либо попыток нсторико-стнлнстического анализа. В капитальном труде Финдсйзена, где уделено канту достаточно значительное место, приводится гораздо более обширный и разнообразный круг образцов с соблюдением необходимых текстологических требований2. Однако и этот исследователь по существу не идет в изучении канта дальше чисто внешнего описания.
Большим шагом вперед явились труды Т. Н. Ливановой, положившие начало серьезному и углубленному историко-музыкалыюму исследованию этой важнейшей области русской художественной культуры XVII—XVIII столетий3. В работах Лциановой впервые раскрыто огромное значение канта для развития русской музыки, показано многообразие его функции в быту и в общественной жизни, определены его основные музыкально-стилистические н структурные признаки.