В цитированном предисловии к стихирарю Оболенского об одном из братьев Роговых - Василии (или Варлааме) сказано, что он «знаменному и троестрочному, и демествен-ИОму пению был роспевщик и творец». Если верить данному свидетельству, то надо допустить, что уже в XVI веке на Руси существовало многоголосное (троестрочное, то есть трехголосное) пенис. Однако мы не располагаем никакими документальными данными, подтверждающими такое предположение. Автор же предисловия, передавая сообщаемые им сведения понаслышке («и слухи своими от некоих слыша-хом»), из третьих уст, мог в чем-то ошибиться и оказаться неточным. Во всяком случае, до сих пор не удалось обнаружить ни одной многоголосной певческой рукописи ни от XVI, ни от первой половины XVII века. Самые термины «строчное», «троестрочное» пение появляются в литературе не ранее середины XVII столетия1.

1 В «Чиновнике Новгородского Софийского собора», составление которого относится исследователями к концу 20-х — началу 30-х гадов XVII века, есть ряд указаний на исполнение «строчной обедни». При зтом различается «строчная Новгород цкая» и «строчная москонская». из чего можно заключить, что в .Москве и Новгороде существовали свои особые варианты строчного нения. Следует заметить, что в аналогичных сводах церковной обрядности, относящихся к более раннему времени

Вопрос о так называемом «раннем русском многоголосии», предшествовавшем утверждению партесного стиля на московской почве, стал предметом систематического исследования всего тридцать с небольшим лет тому назад. Дореволюционные ученые не придавали этим формам самостоятельного значения и если касались их в своих работах, то лишь вскользь и мимоходом. Приоритет в разработке данного вопроса принадлежит М. В. Бражникову, являющемуся автором диссертации «Многоголосие знаменных партитур», защищенной в 1944 году1. Проблемам «раннего русского-многоголосия» уделено специальное внимание также в трудах В. М. Беляева, Н. Д. Успенского, С. С. Скребкова2.

Тем не менее в этой области остается еще много спорного и невыясненного. Природа этого типа многоголосия изучена пока недостаточно. Буквальный перевод знаменных и дс-мественных «партитур» на современную нотацию вызывает зачастую законные сомнения. Нелогичность голосоведения, обилие резко диссонирующих созвучий, постоянные столкновения голосов и «наползанне» их друг на друга — все это не только противоречит эстетическим нормам знаменного распева, но и создает чрезвычайно большие трудности для во-

(«Чин церковный архиерейский Великого Новгорода и Пскова». 1532— 1542 гг.. «Чиновник архиерейской древлепнсьиенной*. 1606—1610 гг.). мы не находим никаких упоминаний о строчном пении. Таким образом, можно было бы предположить, что оно было впервые введено в крупнейших церквах Москвы и Новгорода (а возможно, и некоторых других русских городов) около 1630 г. Обращает внимание, однако, отсутствие должной последовательности в предписаниях новгородского «Чиновника», касающихся строчного пения. Если было принято по большим праздникам петь многоголосно, то чем объяснить, что иногда в течение длительного срока (например, между 6 декабря и 2 февраля) соответствующие указания совершенно отсутствуют. Поскольку первоначальный оригинал «Чиновника» «с сохряннлея и известны только более поздние его списки, не исключено, что вес касающееся строчного пения надо отнести за счет последующих дополнений и приписок. Издатель этого памятника пишет: «Из помет к замечаний, находившихся по всем признакам на полях оригинала, писец одни произвольно опускал в своей копии, другие невпопад вносил в текст» (Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского-собора.—«Чтения н императорском обществе истории » древностей российских». М.. 1Ö99. кн. 2. с. 111).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">