Одним из характерных явлений рассматриваемого периода было новое отношение к проблеме авторства. В искусстве Древней Руси представление об индивидуальной авторской Принадлежности произведения не играло существенной роли1. Если в области живописи выделялись такие фигуры, как

■ Бражников М В. Дре в нерусская теория музыки, с. 217.

1 «В истории древнерусской литературы категория индивидуальной! стиля не выступает как фактор литературной дифференциация и оценки прои«ведении словесною творчества почт» до сами, о конца XVII вска>. -констатирует ...!.-.■■ В В. Виноградов (см Виноградов В. В. Про* .. „ авторства и теория стилей. М.. 1961, с. 45).

Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, то это было скорее-исключением, нежели общим правилом. Притом и эти художники почитались больше как главы и руководители школ, создатели идеальных, образцовых типов изображения, чем как яркие, неповторимо своеобразные творческие индивидуальности. Поэтому так трудно бывает отграничить лично им принадлежащие произведения от работ многочисленных их учеников и последователей.

Что касается древней русской музыки, то, за исключением случайных, беглых и лаконичных упоминаний, нам ничего не известно о тех талантливых мастерах, которые своим скромным и незаметным, но истинно подвижническим творческим трудом способствовали выработке и накоплению ее замечательных мелодических сокровнщ. Только с середины XVI века начинают привлекать к себе внимание имена отдельных выдающихся представителей певческого искусства, деятельность которых получает общерусское признание. В известном предисловии к стихирарю XVII века из собрания М. А. Оболенского' дана целая «родословная» знаменитых русских раслевщиков, ведущая свое начало от новгородцев— братьев Саввы и Василия (в иночестве Варлаама) Роговых. О первом из них автор предисловия пишет как об основателе многочисленной школы видных певцов и распев-щиков, работавших в Москве и других русских городах во второй половине XVI и начале XVII века. Среди них особенным почетом пользовалось имя: Федора Христианина (или Крестьянина), который вместе с Иваном Носом находился при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Другой ученик Саввы Рогова, Стефан Голыш, как мы узнаем из того же источника, «с ними не был, а ходил по городам и учнл учеников в Усольской стороне и у Строгановых учил Иоанна по прозвищу Лукошко, в иночестве Исайя»2.

'Текст предисловия опубликован в кн.: Унлольский В. Замечания для истории церковного пения в России. М.. 1948. Другой список с подробным анализом содержащихся и ней сведений см. в изд.: Крестьянин -Федор. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова.— В серии: Памятники русского музыкального искусства, выи. 3. М., 1974. с. 139—145,

2 У н дольский В. Указ. соч.. с. 6. У купцов Строгановых на Урале был свой хор (см.: Введенский А. Библиотека и архив Строгановых в XV—XVII вв.—«Север. Орган научного сонета краеведения». Вологда, 1923. кн. 3/4). игравший заметную роль в русской музыкально* жизни XVI—XVII веков.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">