Вопрос о «неисправленных» и «опиелнвых» книгах не случайно был выделен в особый пункт. Он приобрел большую остроту в богослужебной практике еще задолго до Стоглавого собора. Характерна запись, сделанная рукой писца в конис одной рукописи новгородского происхождения, датированной 1424 годом. Обращаясь к тем, кто будет пользоваться этой рукописью, он просит не «клясть» его за то. что где-то мог ошибиться или оставить неисправленной прежнюю •ошибку, а петь «неправдивая»Разумеется, эта рекомендация- могла быть выполнена только человеком достаточно грамотным и хорошо знающим богослужебные тексты и напевы.

Древние рукописи даже сравнительно высокого качества .изобилуют ошибками и описками, неясными местами, допускающими различные толкования. Установление и научно-критический анализ всех подобного рода дефектов составляет •специальную проблему в литературной текстологии2. Эта проблема должна учитываться н ьрн расшифровке певческих крюковых рукописей.

Исправление певческих книг, проводившееся при Иване Грозном и его преемниках отдельными справщиками без -единого общего плана и единых принципов редактирования •словесного и музыкального текста, нередко приводило к еще большему разнобою. Кроме того, в ходе этой работы возникли такие вопросы, которые не могли быть решены путем механического устранения случайных неточностей и искажений, вызванных невнимательностью или недостаточной квалификацией писца. Спустя более ста лет после Стоглавого собора задача исправления певческих книг и выработки единых обязательных норм церковного пения была снова поставлена в общегосударственном масштабе. Но теперь это оказалось уже исторически запоздалым, так как старая традиция изжила себя к тому времени и вынуждена была отступить перед новыми формами певческого искусства.

В непосредственной связи с общей работой по упорядочению церковнопепческой практики находилось усовершенствование крюкового письма, выразившееся во введении «киноварных помет», уточнявших звуковысотное значение, а также детали нюансировки, характер исполнения отдельных

'Покровский А Л. Псковско-Новгородское письменное наследие... В кн.: Труды Пятнадцатого археологического съезда в Новгороде ■ 1911 г. т. 2. М.. 1916. с. 369.

2 «Нет списка без ошибок. Ошибок может быть больше или меньше. "Среди ошибок могут преобладать ошибки то одного, то другого рода» (цнт. по кн.: Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы XI—XVII веков. М—Л. 1962. с. 93).

знамен. Принято было связывать это нововведение с именем новгородца Ивана Шайлура. На самом деле Шайдур (или Шайдуров) был лишь одним из тех мастеров и теоретиков певческого искусства, усилиями которых была осуществлена реформа древнерусской музыкальной письменности в начале XVII века1.

В основе системы киноварных помет, как известно, лежит двенадцатиступенныЙ диатонический звукоряд, подразделяемый на четыре одинаковых по своему интервальному составу, равных отрезка, именуемых «согласиями». В более ранних руководствах к изучению знаменного письма, так называемых певческих «азбуках», мы не находим никаких указаний на существование стройного, упорядоченного звукоряда. Поэтому выработку его следует считать достижением русской музыкально-теоретической мысли конца XVI н начала XVII столетия.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">