В середине XVI века в связи с расширением международных экономических и политических связей Московского государства западные влияния заметно усиливаются в различных областях русской жизни. Несмотря на опасливое и недоброжелательное отношение духовных и светских властей ко всему, что было связано с сурово осуждавшимися обычаями «латинян» или «люторов», ряд сторон западной культуры становится неотъемлемым элементом русской действительности. Их значение непрерывно росло и расширялось. «...Зарубежные влияния, преимущественно Запада, которым XVI век лишь приоткрыл дверь в Россию,— писал академик А. С. Орлов,—все с большими усилиями теснились в этот вход. Атмосфера западного возрождения... незаметно, но прочно осела на нашу почву»2.

Знаменательно, что когда ортодоксально настроенный дьяк посольского приказа И. М. Висковатои высказал свои недоумения по поводу новых икон Благовещенского собора в Московском кремле, протестуя против внесения и русскую религиозную живопись «латинской ереси», то церковный собор, созванный в 1554 году, отвергнул его претензии как необоснованные, дерзкие и даже богохульные.

По мере роста и возвышения Москвы, превращения ее в главный политический и культурный центр Российского государства, здесь сосредоточивалось большое количество памятников литературы, искусства, деловой, юридической IV религиозной письменности из разных русских земель. Возникала необходимость объединения н синтеза всего этого обширного достояния, устранения накопившихся ошибок и разночтений, выработки единых редакций и норм, обязательных для всей страны. Эти задачи лежали в основе так называемых «обобщающих предприятий», осуществленных в период царствования Ивана Грозного. Однако достигнутые результаты далеко не всегда соответствовали первоначально поставленным целям. Попытки унификации на деле приводили к усилению разногласий и споров. Желание правящих кругов подчинить все стороны жизни жесткому, единообразному регламенту вступало в конфликт с растущим стремлением к свободе мысли, пробуждением личного самосознания, ренес-сансной жаждой полноты н радости бытия.

Подобное столкновение противоречивых тенденций наблюдалось и в области церковнопевческого искусства. Начало процессов, приведших к общему кризису древнерусской певческой традиции во второй половине XVII столетия, восходит еще к середине XVI века. Проблемы, возникшие перед, церковным пением в связи со всей совокупностью обобщающих предприятий, потребовали для своего решения длительного времени и усилия нескольких поколений теоретиков и практиков певческого искусства, а в некоторых случаях оказались и совсем не разрешимыми.

Вопросам церковного пения уделяется внимание в ряде постановлений Стоглавого собора, состоявшегося а 1551 году. Наряду с общими указаниями на то, что богослужебные песнопения должны исполняться «чинно и немятежно», в спокойном и сдержанном тоне, без преувеличенной экспрессии, в решениях собора имеются и практические предписания, направленные на улучшение церковнопевческого дела. Так. в 26-й статье, посвященной вопросу «о училищах книжных по всем градом», духовным лицам, которым горожане отдавали на обучение своих детей, вменялось в обязанность учить их не только грамоте и письму, но и «церковного пения псалтырного». В следующей, 27-Й статье —«О святых иконах и о исправлении книжном» — содержалось напоминание о священных правилах, которые «не повелевают неисправленных книг в церковь вносит», ниже по них пеги».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">