Переход от старого к новому не был плавным и постепенным. Он сопровождался резкими столкновениями и борьбой мнений, в которых проявлялось не только различие художественных вкусов, но и разнос понимание природы музыкального искусства, его места в жизни человека, отношения музыки к религии и связанным с ней комплексам нравственных и мировоззренческих представлений. Церковпопевческая полемика, приобретающая особую остроту во второй половине XVII века, касалась широкого круга вопросов, значение которых часто выходило за пределы задач чисто музыкального или богослужебного порядка. Наряду с крайними точками зрения, отрицавшими возможность какого-то бы ни

■было примирения старой традиции с тем новым, что утверждало себя все с большей силой и настойчивостью во всех областях культурной жизни, имели место и компромиссные тенденции. Были люлн, искавшие некоего среднего, промежуточного пути. И даже наиболее ревностные защитники старого вынуждены были брать «на вооружение» отдельные элементы новых течений для того, чтобы укрепить позиции отстаивавшейся ими системы, усилить ее «сопротивляемость» идущим извне веяниям. В целом русская музыка XVII века представляет сложный контрапункт разных, противоречиво сплетающихся между собой линий. Новое, утверждавшее себя в борьбе со старым и отрицании его догм, имеете с тем вырастало из этого старого и было исторически закономерным его продолжением и развитием.

Вытеснение одноголосного по своей природе знаменного распева в конце XVII века партесным многоголосием не явилось результатом внезапного вторжения в русскую музыку чуждых ей начал. Оно было подготовлено всем предшествующим ее развитием на протяжении нескольких десятилетий, а может быть, и больше. Процесс постепенного накопления новых элементов в рамках старой традиции должен был в конце концов привести к ее кризису и распаду как целостной, законченной художественной системы. Новый стиль не мог. однако, полностью оформиться и утвердиться чисто спонтанно, без известных заимствований. Усиливающиеся связи с Западом в XVII веке имели важное значение для русской музыки, как и для отечественного искусства в целом. Поэтому один из наиболее энергичных поборников нового в русской живописи, Иосиф Владимиров, так сурово осуждал нетерпимое отношение к иноземным иконам, отстаивая право живописца брать за образец произведения искусства любых стран, лишь бы они были хороши и по-настоящему художественныНо, учась на зарубежных образцах, усваивая основы западной композиционной техники, русские композиторы не воспринимали их механически и подражательно. Заимствованные формы видоизменялись и переосмысливались в свете традиционных особенностей русского музыкального мышления, наполнялись новым интонационным содержанием, в результате чего возник свой оригинальный, национально окрашенный стиль многоголосного хорового нення.

В дореволюционной музыкальной историографии западные влияния, шедшие через Польшу н Украину, рассматривались едва ли не как единственный фактор стилистического перелома в русской музыке второй половины XVII века. В то же время весь предшествующий ее путь совершенно отрывался от развития музыки на Западе. Между тем культура русского средневековья, несмотря на все ее своеобразие, никогда не была полностью изолирована от окружавшего ее мира. В. О. Ключепский заявлял еще в конце прошлого столетия: «Вообще я с большой оговоркой принимаю мысль, будто древняя Русь жила полным особняком от Западной Европы, игнорируя ее и игнорируемая ею, не оказывала на нее и не воспринимала от нее никакого влияния»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">