Какова была степень творческой свободы и самостоятельности, проявлявшейся русскими мастерами при заимствовании греческих напевов, нельзя сказать до тех пор, пока остаются неясными некоторые особенности ранней знаменной нотации2. Но нельзя игнорировать эти особенности или рассматривать их как нечто несущественное для понимания запечатленных с помощью данной нотации напевов. Изменения, которым подверглась византийская невменная система на русской почве, должны были иметь определенный raison d'etre. Думается, что здесь возможна некоторая аналогия с тем, как создавалась древнеславянская азбука — кириллица. В основу ее, как известно, было положено греко-византийское торжественное уставное письмо (унинал) с частичными изменениями и дополнениями, соответствующими фонетическим особенностям славянского языка. В таком же приблизительно отношении находится знаменное письмо к палеовизантийской нотации. Сохранив основную систему се знаков, русские мастера отказались от некоторых из них и вместе с тем ввели такие знаки и комбинации знаков, которых не было в византийской музыкальной письменности3.

1 Velimirovic И. Byzantines elements in early slavic chanl: The llirmoiogion. .Main volume, p. 121.

1 Основным «камнем преткновения» для расшифровки »той нотации оказываегся «загадочный* (по выражению Величировнча) ник столица. которым обильно уснащены многие из старейших славянских певческих рукописен. В византийской нотации вполне аналогичного ему знака не существовало. Греческий и с он только отчасти соответствует cmv по значению и месту, занимаемому в песнопениях.

Так, например, греческий знак оксейя / в значенной нотации при-мениепя только в сдвоскном виде //. как статья. В то же время широки употребительные в знаменном письме комбинации знаков: статья с запятой // (полкулнзмы). статья закрытая ]}, статья снетлаяЦ не о или свойственны палеовнзпнтийской нотации.

В результате был выработан свой тип нотации, производный от ранпенизангийского невменного письма, но не тождественный ему.

Древнерусское певческое искусство было не просто сколком с византийского оригинала, а особой, во многом своеобразной ветвью восточнохристиаиского культового пения. Заимствованные формы видоизменялись, переосмысливались, вступали во взаимодействие с коренными местными традициями, обновляясь н перерождаясь под их влиянием. Этот процесс был медленным и постепенным. По уже на ранних исторических ступенях русского церковного пения можно увидеть тс тенденции, которые привели к образованию неповторимого по своей оригинальности, глубоко национального стиля знаменных напевов XVI и XVII столетий, с их строгой, .■величественной мелодической красотой, богатством и силой.

НА ГРАНИ ДРЕВНЕГО П НОВОГО ПЕРИОДОВ РУССКОЙ МУЗЫКИ

Особое историческое значение XVII века в русской худо* жественной культуре не раз отмечалось исследователями. Этот век находится как бы сна стыке» двух больших эпох. По словам известного советскою ученого академика Д. С. Лихачева, он образует «мост между древним и новым периодом русской литературы»'. Такое же пограничное положение занимает XVII век и в истории русской музыки. Это была пора последнего пышного цветения древнерусской певческой традиции—так называемого знаменного распева и различных производных от него типов — и одновременно утверждения новых форм многоголосного гармонического пения (партесное пение), основанного на совершенно иных композиционных и эстетических предпосылках.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">