В этих последних словах содержится недвусмысленный намек на иной путь развития искусства, отличный от буржуазного, всегда и неизбежно связанного с соображениями коммерческого порядка, с пагубной для художественного творчества зависимостью от «денежного мешка».

По мере приближения революционной бури Октября 1917 года, у наиболее чутких музыкальных деятелей усиливалась потребность связать насущные проблемы современного искусства с событиями общественной и политической жизни. Появляется стремление найти отражение этих событии в творчестве крупнейших современных художников, объяснить их произведения, исходя не только из чисто эстетических мотивов, но и из более широких жизненных процессов, затрагивающих интересы всего человечества. Особое внимание привлекают к себе в этой связи имена двух выдающихся русских композиторов — Скрябина и Прокофьева.

Впервые вновь выступай в печати после некоторой паузы, вызванной событиями Февральской революции. Каратыгин признавался, что он не мог довольно длительное время ни писать о музыке, ни даже бывать в концертах —слишком резким диссонансом звучали дли него произведения классических мастеров с бурной, накаленной атмосферой окружающей действительности, и только творчество Скрябина оказалось способно разрешить этот диссонанс. «Если кто может

1 Луначарский А. В. В мире музыки, с. 255.

примирить бурно-пламенную, бурно-стремительную, Стихийно-мощную напряженность революционного периода русской истории с вдохновением художественного творчества,— утверждал Каратыгин, — если кто способен с наибольшим искусством перебросить мост от кипения политических н общественных сил к метафизическому миру эстетических ценностей, если кто умеет осуществить естественную модуляцию от неукротимых порывов духа к пластике и созерцательности, то это именно Скрябин. Через него, через творчество Скрябина, смелого пловца к новым берегам искусства, лежит мой путь возвращения к вечерам и концертам, к музыкантам, певниам, к симфониям и романсам. Ибо Скрябин самый дерзкий из русских композиторов. Ибо Скрябин самый активный русский композитор... одни из самых дерзостных искателей новых путей... Это искусство есть подлинно революционное искусство...» К

Не менее показательна статья Асафьева о Прокофьеве под характерным заглавием «Путь к радости», напечатанная в газете «Новая жизнь» в июле 1917 года. Характеризуя «Скифскую сюиту» как «первое в русской музыке провеша-ние о найденном пути к солнцу, к свободному разлитому веселью и нескованной радости», он писал: «Современная русская музыка предугадала и предчувствовала приближение свершившегося теперь в стране перелома н резкого сдвнга в сторону утверждения главенства волевого начала и жажды свободного, творческого становления»2.

Эти высказывании становятся особенно знаменательными, если вспомнить, какую роль сыграло творчество обоих композиторов в советской музыкальной жизни первых лет после Октябрьской революции. При всех своих противоречиях русская критика предоктябрьского периода сумела верно предугадать некоторые из путей, по которым пошло развитие музыкального искусства в нашу эпоху.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">