Одним из решающих вопросов в отношении к русскому классическому наследию оставался вопрос о народном н национальном. Здесь сталкивались две тенденции. Одна из них, так сказать, «правоверно-кучкистская» исключала из сферы русского национального все, что выходило за рамки конкретно-жанрового и фольклористического. Другая—оценивала национальное, как результат определенной ограниченности и по существу отождествляла национальное н националистическое. На этой точке зрения стоял и такой широко мыслящий критик, как В. Г. Каратыгин, который писал об «известной денационализации современной русской музыки, как об одной из ее характерных черт, приобретающих особый интерес именно по сопоставлению с националистическими увлечениями новой русской школы»2.

Особую позицию в вопросе о национальности искусства и о путях развития национальной русской музыки занимал Э. К. Метнер (Вольфинг). Хотя его взгляды и не имели большого количества сторонников, все же они были показательны для того времени н представляли не только индивидуальную точку зрения автора, а определенное течение. Именно это течение имел в виду В. В. Держановский. когда писал о «принципиальных модернистах» и «тевтонистах», у которых

• «Музыка». 1915. Xt 211.

■ Караты! ни В. М. А. Балакирев. — «Аполлон». 1910. Я 10. с. 49—50.

неуспех произведений Чайковского должен вызвать радос-н, и ликование1.

Во взгляде на исторические судьбы русской музыки у Вольфинга было много общего с Ларошем с той только разницей, что ои считал основой для ее будущего высокого расцвета не строгое, рационалистически изощренное искусство нидерландских полифонистов, а традиции немецкой классической культуры. Достижения русской музыки, утверждал Вольфинг, слишком переоцениваются: «Золотого века в русской музыке не было; прямо наступил серебряный, разве так называемая могучая кучка или такие явления, как Римский-Корсаков или Чайковский, не типичный серебряный век?»2. Придавая немецкой классической литературе и искусству значение всеобщего, абсолютного образца, Метнер-Вольфинг выражал надежду, что «музыкальный германизм еще не окончательно вытравлен на Западе и что в недрах русского народа пробудится и даст достойные плоды своя музыкальная энергия, родственная германской настолько же, насколько родственны лирики обеих великих наций»3.

В высказываниях Вольфинга о русской музыке важны не отдельные, частные оценки и суждения, а общая тенденция, сводившаяся к коренному разрыву с демократическими и реалистическими основами отечественного художественного наследства и противопоставлению им иных идейно-эстетических принципов, заимствованных из арсенала идеалистической немецкой философии. В то время, когда русская музыка победоносно утверждала свое мировое значение и многие крупнейшие композиторы зарубежных стран находили в ней источник животворящего обновления, Вольфинг отводил ей второстепенное место среди европейских музыкальных культур.

Позиции Вольфинга в этом вопросе были связаны с его общими философскими воззрениями, представляющими собой причудливую смесь догматического неокантианства и славянофильски окрашенного религиозного мистицизма. Однако, принадлежность к тем или иным течениям и разновидностям философского идеализма имела в данном случае второстепенное значение. Отношение Вольфинга к классическому наследию русской музыки в сущности мало чем отличалось от того, которое было характерно для одного из самых неприми-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">