Мясковский не принадлежал к числу «популярных» композиторов. По в музыкальной среде его творчество вызывало интерес н уважение, импонируя своей серьезностью, содержательностью мысли, отсутствием внешних эффектов. Критика подчеркивала в его музыке «захватывающую глубину содержания, силу экспрессии»&, «взволнованность», «явный перевес чувства над разумом»6. «У Мясковского,— писал Г. П. Прокофьев, — я чувствую потребность «без слов сказаться душою»; чувствую, что автору этому хочется как можно глубже зафиксировать в звуках одно господствующее в его душе настроение»1. По словам другого критика, музыка Мясковского «не может не затрагивать думы слушателя, ибо она написана кровью человеческого сердца»*.

К наиболее содержательным высказываниям тех лет о Мясковском принадлежит отзыв Ю. Д. Эигеля. В Третьей симфонии Мясковского, которая была отмечена рядом критиков, как заметный шаг композитора на пути к утверждению им своей индивидуальности, Энгель обращает особое внимание на значение крупных симфонических форм для Мясковского: «Они избираются нм не по прихотн. их требует самое существо дела, смотреть ли на него со стороны архитектонического замысла или слившегося с этим замыслом эмоционального содержания. Словом. Мясковский — не только настоящий композитор, но в смысле творческой потенциальности и настоящий симфонист»*.

Оценка Энгелсм Третьей симфонии Мясковского не лишена доли критичности. Энгель указывает на то. что композитор еще не достиг в ней высшей ступени «симфонического ясновидения», которая позволила бы ему объединить разнородные музыкальные элементы в одно неразрывное целое, на чрезмерную сгущенность фактуры, недостаточное единство стиля и т. д. Те же недостатки отмечались в произведениях Мясковского и другими критиками. Большинство из них видело в этих недостатках результат творческой неопытности композитора и выражало уверенность, что созданное Мясковским за немногие годы его деятельности дает право ожидать от него значительных по содержанию, зрелых и совершенных симфонических творений.

Приведенные высказывания прессы свидетельствуют о том, что уже в предреволюционные годы творчество Мясковского заняло если н не первостепенное, то достаточно определенное и самостоятельное место в русской музыке.

В статье «Музыка старая и новая» В. Г. Каратыгин писал как об одном нз знамений времени о «все возрастающей эклектичности» вкусов, и способности современной пуп-

• 1р Пр. Московские концерты. — «Русский музыкальная газета». 1914. № 48. стб. 905. _ ....

'Мал ко в Н. О К. Я. Мясковском.—«Театр и искусство». 1<НЬ.

М 25. с. 503.

1 «Русские ведомости». 1915. 15 февр.

лики «одновременно понимать и любить и Баха, и Чайковского, и Роже-Дюкаса*'.

То, что Каратыгин определяет словом «эклектичность», вернее назвать расширением и обогащением, музыкального-кругозора. В поле зрения русских музыкантов и кругов, интересующихся музыкой, входит множество явлений настоящего и прошлого, которые или совсем не были им знакомы ранее, или же были известны очень поверхностно и вызывали часто предвзятое отношение.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">