сделать Стравинскому. Его музыка несколько внешнего характера, и в приемах письма чувствуется некоторое однообразие...» 1

Двойственный характер носила и его оценка «Весны священной»: «Впечатление ошеломляющее, но двусмысленное,— писал он после первого знакомства с музыкой этого балета.—Много нарочитого и тенденциозного в згой музыке. Но и масса интересного»2.

Два дня спустя Каратыгин опубликовал в газете «Речь» большой подвал с подробным разбором партитуры Стравинского. Обилие новых интересных и оригинальных музыкальных находок делает, по его мнению, «Весну священную» одной из «самых необычных партитур всемирной литературы». Однако тщательный се анализ не устранил тех сомнений и колебаний в оценке «Весны снащенной», которые сказываются в приведенном выше первом лаконичном отзыве Каратыгина. Подводя итоги этого анализа, он отмечает, что «ее историческое, симптоматическое значение все же превышает художественное». Даже в лучших эпизодах балета Каратыгин находит «неприятные черты»: это — «однообразие приемов, отсутствие надлежащего развития мыслей, чрезмерная тенденциозность в измышлении гармонии, одна другой страшней и ядовитей. Главное —однообразие»*. «Органически ли присуща таланту Стравинского известная внешность и поверхностность?»-—спрашивает Каратыгин. Этот вопрос он оставляет пока открытым, считая, что ответ должен будет дать сам композитор в своем творчестве.

За несколько дней до концертной премьеры «Весны свя* (ценной» в 1914 году в журнале «Музыка» появилась статья Н. Я. Мясковского с обстоятельной характеристикой музыки балета. Оценивая «Весну» как новое значительное достижение композитора, синтезирующее весь пройденный им ранее путь, Мясковский писал о праве Стравинского на признание за его музыкой «абсолютного, безотносительного значения»*.

• Каратыгин В. 7-й концерт Куссвникого. — «Речи». 1914. 14 февр 1 Там ж*.

* «Речь», 1914. 16 февр. См. также: В. Г. Каратыгин Жизнь, деятельность, статьи и материалы, с. 161. В другом месте Каратыгин высказывался о «Весне священной», как о произведении, отзывающем «больше смелый экспериментом, чем непосредственным творчеством Много здесь ibuvnok. много «нарочного» (Каратыгин. Музыка,— «Аполлон». 1914. .4 3. с 66).

•О «Весне священной» Игоря Стравинского — «Музыка». 1914. М 167. с. 112.

Характер этой статьи Мясковского в значительной степени определялся нежеланием солидаризироваться с враждебной Стравинскому критикой, которая полностью зачеркивала ценные новаторские достижения композитора. В действительности же отношение Мясковского к «Весне» было гораздо более сложным. Отсылая статью в редакцию, он признавался, что «лично ушел достаточно далеко» от Стравинского и не испытывает «никакого личного чувства» к его музыке'.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">