В 1910-х годах внимание музыкальной критики привлекают новые имена композиторов молодого поколения, иногда демонстративно противопоставляющих себя своим старшим современникам.

В. Г. Каратыгин называет в 1915 году Стравинского и Прокофьева рядом со Скрябиным в числе ведущих фигур современной русской музыки. «К ним. — утверждал он,— могут быть приурочены известные течения музыкальной мысли, вокруг них ведутся особенно ожесточенные споры, они являются типичными для современного русского «звуко-созерцания» в его главнейших видах и формах»*.

Первые творческие шаги Стравинского были встречены большей частью музыкантов довольно сдержанно. Отмечай блестящий дар инструментовки молодого композитора, его чуткое проникновение в мир русских сказочных образов, некоторые критики высказывали упреки в поверхностном характере его музыки, преобладании внешнего колорита над содержательностью материала. По уже «Петрушка» получил высокую оценку как выдающееся новаторское произведение, которому суждено сыграть крупную роль в развитии русской музыки. Особенно восторженной но тону была статья Мясковского, напечатанная в журнале «Музыка» '.

Безоговорочно хвалебными были также отзывы Г. П. Прокофьева и Б. Д. Тюнеева на страницах «Русской музыкальной газеты»*

Отрицательную позицию занял А. Н. РимскнЙ-Корсаков. находивший «Петрушку» «вешью» во многих отношениях замечательной», но «пугающей», на которой «пресекся исторический ход развития русской музыки»3. Двумя годами позже он повторяет эту оценку, утверждая, что Стравинский все дальше отходит от основных принципов школы своего учителя Рнмского-Корсакоеа, а в «Петрушке»— «решительно порвал с традициями этой школы и породнился с совершенно иного рода идеалами»4. Окончательный приговор композитору он формулирует в словах «порочный талант», произнесенных в известной статье об опере Стравинского «Соло вей»*.

В суждениях А. Н. Римского-Корсакова о Стравинском несомненно сказывалась известная ограниченность взглядов этого критика, связанная с охранительным отношением к наследню его великого отиа. Но н В. Г. Каратыгин, писавший о «живейшей художественной радости», которую вызвало в нем знакомство с несколькими отрывками из балета в концертном исполнении, счел нужным внести в оценку его музыки некоторые оговорки: «Два упрека, пожалуй, можно

' «Музыка». Nt 59. 1912. 14 nun

1 Гр. Пр. Опера н концерты в Мосивс — «Русская музыкальная газета». 1913. JA 6. сто. 164—165; В. Т.—а. Опера и концерты в С.—Петербур г*.— «Русский музыкальная газета». 1913. J* 51/58, стб. 1198.

• РшмсишА-Корсаиов А 7-А симфонический концерт С. Кусе-в никого.—«Русская молва», 1913. 25 янв

• Римскив-Корсаков А. Балеты Н. Стравинского — «Аполлон». 1915. .V I. с. 55

• Римский Корсаков А. О «Соловье» И. Стравинского — «Музыкальный современник». 1915. ни. I. с. 94


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">