Следует заметить, что эта же черта была причиной критического отношения Каратыгина и к некоторым сторонам скрябинского творчества. «Думаю, — писал он однажды,— что успех Скрябина в наибольшей мере зависит от патетического характера его творчества, от той черты, которая часто делает композитора до известной степени популярным гораздо раньше, нежели будет обстоятельно понято (в широкой публике, конечно) истинное мелоднкотармоннческое содержание его музыки»4. Но если высокая рафинированность

' «Музыка». 1912. № 75. с. 390. 392

* Каратыгин В. Молодые русские композиторы. ~- «Аполлон*. 1910. М II, с. 34.

1 3-й внеабонеиентнын концерт Зилоти. — «Речь». 1913. 26 ноября. 4 Каратыгин Концерты Скрябина. — «Речь». 1911. 7 ноября.

музыки Скрябина, новизна и необычность его языка мнрили Каратыгина с этим мало симпатичным ему свойством, то произведения Рахманинова он зачастую вообще исключал из сферы настоящего «большого искусства», сравнивая их с пошлой и вульгарной «цыганщиной».

Были, однако, критики, занимавшие в споре о Рахманинове и Скрябине более широкую, объективную позицию н высоко оценивавшие обоих композиторов, не стремясь принизить одного за счет другого. К числу таких критиков принадлежали А. В. Оссовскии. Б. В. Асафьев, Г. II. Прокофьев Ю. Д. Энгель писал: «В творчестве обоих композиторов чувствуется трепетный тон современной, близкой нам жизни, оба сыновья одного века и вышли из одной школы... Об,' много дали русскому искусству и, надо надеяться, еще более дадут»

Музыка Метнера не вызывала столь ожесточенных дебатов. Если о нем спорили, то далеко не с той страстностью, н эти споры затрагивали интересы гораздо меньшего числа людей,

Н. Я. Мясковский, посвятивший Метнеру одну из наиболее развернутых и принципиально важных своих статей, подчеркивал, что «творчество Н. Метнера любят очень немногие», «МеТКер, КОМПОЗИТОР, Не для толпы». Тем НС Менее 0(1

чрезвычайно высоко оценивал значение метнеровского творчества и относился к нему не только с уважением, но и с большой внутренней симпатией. «В общих чертах, — писал Мясковский,— мое влечение к Метнеру вытекает из следующих свойств его музыки: богатства фактуры — необычайного даже в наше время: внешней сдержанности, самоуглубленности выражения — благодаря чему его произведения не могут надоесть; наконецбескрасочностн»2. К основным чертам метнеровской музыки Мясковский относил «неживописность», «графичность», противопоставляя в этом отношении Метнера не только Рихарду Штраусу и мастерам французского импрессионизма Дебюсси и Равелю, но и Скрябину с его гармонической утонченностью н зыбкостью колорита.

Статья Мясковского по своему содержанию и тону носит ярко выраженную антнимпрессионистскую направленность Заявляя в самом начале, что он не собирается ни с кем по-

1 «Русские ведомости», 1909. 21 апр.

'Мясковский Н. Я. Н. Метнер. Впечатления от его творческого облика.—«Муаыка», 1913. М 119.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">