В сопоставлении с именем Скрябина часто называлось имя другого крупнейшего и популярнейшего русского композитора той же поры — Рахманинова. Это было вполне естественно. Оба композитора, будучи почти ровесниками, принадлежали к московской школе и частично учились у тех Же самых педагогов, оба соединяли в себе творческую одарен ность с замечательным, глубоко оригинальным, исполнительским талантом, восхождение их славы совершалось одновременно и параллельно. Но в критике того времени обычно подчеркивалось то, что разъединяло Рахманинова и Скрябина а не сближало их между собой.

Если одна часть критики не сумела оценить новаторские достижения позднего Скрябина и либо отвергала их как проявление болезненного «декадентства», либо останавливались перед ними в нерешительности и замешательстве, то для другой части они становятся непреложным критерием оценке любого нового явления в музыке. Все. что не отвечало этому критерию, объявлялось ложным, отклоняющимся от эстетической нормы или устаревшим и несвоевременным. Такая судьба постигла и Рахманинова. Именно с этого времени вес чаще начинают раздаваться по его адресу упреки в отсталости, консерватизме и эпигонстве.

1 Малков Н. Памяти Скрябина. -Русская музыкальная газета». 1915. М 17Л8. об. 319.

. в Глебов Игорь. 2а абоягмеитиый концерт А Знлотм.— Хроника журнала «Музыкальный современник». 1916. .v 5/6. с. 9

Тот поворот в отношении к рахмапинонскому творчеству, который наступает около 1910 года, получил наиболее последовательное выражение в статье Л. Л. Сабанеева «Скрябин я Рахманинов». Отдавая должное Рахманинову, как крупнейшему по дарованию композитору — одному из двух «вла-стнлей музыкальных дум» русского общества, разделяющему со Скрябиным «гегемонию» в области музыки, Сабанеев вместе с тем относится резко отрицательно к эстетическому строю и направлению его творчества. Когда в начале 900-х годов появился Второй фортепианный концерт Рахманинова, то он, по словам этого критика, «имел все шансы сделаться сочинением первоклассным, создающим эпоху». Но «безумный темп музыкальной эволюции» за истекшие десять лет отодвинул назад многое, казавшееся еще недавно передовым и оригинальным, и творчество Рахманинова «померкло под капором новых, еще более блестящих явлений»'.

Еще более сурово и неприязненно относился к Рахманинову Каратыгин, не выделявший его из многочисленной плеяды второстепенных эпигонствующих композиторов, которые, по образному выражению критика, производили «размен на мелкую монету тех богатых ценностей, что завещаны нам от щедрот великих русских художников— творцов на многие лета художественного любования»3. Касаясь того, что являлось источником его стойкой и последовательной антипатии к рахманиновскому творчеству, Каратыгин писал в одной из газетных рецензий: «Они (произведения композитора) страшно «искренни». Везде чувствуется живое «переживание» некоторых, большей частью сильно патетических эмоций»3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">