1 «Театр и искусство». 1911. № 12.

1 В оригинале явная опечатка: «предыдущими» вместо ■вм» дующнмн».

■Каратыгин Последний концерт Куссвнцкого. — «Речь». 1911. |* марта.

Скрябина, но и с самим собой, со своим непосредственны4 эстетическим чувством и сложившимися навыками музыкального восприятия. Стараясь передать читателю свое впечатление от «Поэмы экстаза», он останавливается и восклицает; «Нет. я чувствую, что блуждаю в определениях, не нахожу настоящих слов и выражений. И не удивительно. Так всегда бывает, когда не вполне уяснишь себе самую сущность пред мета»'« Те же вопросы, а вместе с ними и те же мучительные сомнения вызывает у Энгеля исполнение «Прометея». сМно-го лет нишу я о музыке—признавался он чистосердечно, -но никогда еще не казалось мне это таким трудным, как теперь, когда приходится говорить о «Прометее»... Смущает меня мое собственное внутреннее недоумение. И потому не могу присоединиться ни к восхищенным, ни к возмущенным»3.

Мотивы, заставлявшие Энгеля критически относиться к позднему скрябинскому творчеству, при тем его восхищении силой и самобытностью дарования композитора. ГЮСИЛЯ принципиальный характер. «В конце концов важен не язык.— подчеркивает он.— которому, вероятно, можно было бы со временем выучнтьсн, — важно что и как на этом языке говорится. И вот не лежит у меня сердце к самому дух/ «Прометея»3.

С течением времени ощущение поражающей новизны проходило и многое из того, что казалось вначале решительно противоречащим всем унаследованным понятиям и традициям, переставало удивлять и шокировать. Однако, вопросы, возникающие в связи с «Прометеем» и другими сочинениям:! позднего Скрябина, не были сняты с повестки дня. Они продолжали дискутироваться и после преждевременно наступившей неожиданной смерти композитора. Является ли тог путь, по которому шел Скрябин в последние годы жизни, предвосхищением «музыки будущего», или это временное отклонение, крайности исканий, потребующне в дальнейшем неизбежного «выравнивания» и компенсации? Этот вопрос ставился разными авторами. Молодой критик II П. Малков. отмечая, что усложнение гармонического языка Скрябина ь поздние годы было связано с отказом от широких, рельефных мелодических построений, писал: «Это обстоятельство давало основание думать, что в творчестве Скрябина начался какой-то перелом. Мы думаем, что эта эатушеванность мелодической стороны последних произведений' Скрябина была временной и что по мере все большего и большего овладения новыми гармоническими средствами, приобретшими на первых порах первостепенное значение в глазах композиторов, мелодическая закругленность стала бы выявляться с каждым новым произведением с возрастающей интенсивностью» '.

Па известную односторонность позднего скрябинского стиля указывал н Б. В. Асафьев, который утверждал, что если русская музыка «не сказала в лице Скрябина последнего слова», то она должна будет развить в дальнейшем другие стороны и качества музыкального языка*.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">