1 Богослужебное пенис русской церкви, с. 41.

* Современный болгарский исследователь обращает внимание на непоследовательность простановки певческих знаков и частые случаи их несовиалгннн с словесным текстом в таком широко известном памятнике, как Болонская псалтирь XIII цока: «...видно, что писец ставил эти знаки невнимательно и небрежно, словно он перепнсынал с имевшегося у него образца, не разбираясь в их конкретном техническом значении. Поэтому их начертание очень неправильное, неясное и неустойчивое' (Петров Стони. Кодов Хрнсто. Старобългарскн музикални шметницн. София, 1973, с. 131).

•Koschmieder Е /иг Herkunft der Mavisehen Кг Juki-Notât ion.— «KestMhrllt für Dmytro Cisevskii zum 60. Geburlstag., Berlin. 1954. S- 148-149.

сей из собрания Хнландарского монастыря на Афоне1, в которых совершенно отчетливо выражены признаки русского происхождения. Это убедительно было доказано югославским филологом Б. С. Радойчичем2. Когда и какими путями попали эти рукописи в сербский Хиландарский монастырь,— нам не известно. Возможно, что их привезли с собой русские монахи, которые бывали в этом монастыре. Но петь по тем же книгам могли и представители других славянских национальностей. Описывая русский ирмологий из собрания Хнландарского монастыря, Радойчич допускает, что он мог оказать влияние на сербские певческие рукописи.

Наиболее ранним из обнаруженных доныне памятников знаменной письменности является так называемый Типографский устав, относящийся к концу XI или самому началу XII века. По мнению Металлова, этот памятник следует считать первой вообще котированной певческой книгой у славян, полагающей «начало, самые первые моменты всей последующей истории православного богослужебного русского пения с его симиографией»3.

Быть может, это мнение высказано в слишком категорической форме. Нельзя утверждать с полной уверенностью, что до Типографского устава не предпринималось никаких попыток письменной фиксации славянских церковных напевов. Но весьма значительная роль Типографского устава в развитии древнеславянской музыкальной письменности не подлежит сомнению.

Знаменательно, что невменное изложение напевов славянского церковного пения мы впервые находим не в специальной певческой книге, а в общем своде правил христианской обрядности. Можно полагать, что образцы знаменной нотации, имеющиеся в Типографском уставе, должны были служить как бы «наглядными примерами» для иллюстрации средств и методики музыкального письма, еще не освоенного в практике русского богослужебного пения. В отличие от обычного типа певческих книг, включавших большей частью песнопения какого-нибудь одного цикла (например, ирмологий или стихирари), здесь представлены различные певческие

\

«жанры» и обе основные формы нотации, распространенные на Руси в XII—XIII веках,—знаменная и кондакарная. Это придавало Типографскому уставу в известном смысле значение компендиума, практического руководства по церковному пению. Уже позже по тому же принципу и с помощью тех же средств были «положены на знамя* целые большие циклы песнопений.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">