В начале 1909 года появилась статья С. Н. Круглнкова под названием «Новое и новейшее», посвященная программам очередного симфонического концерта РМО н Первого вечера современной музыки в Москве. Автор статьи упрекал руководителей РМО в том. что. предлагая московской публике в качестве новинки Первую симфонию д'Эиди. они отстают от развития музыки па Западе, где творчество д'Эидн далеко уже не является последним словом художественного прогресса: «...там,—пишет Круглнков,— не отказывая ему в похвалах, готовы уже отнести его к композиторам консервативного лагеря»1. «Настоящих же французских передовиков», по словам критика, показал первый вечер современной музыки, в программу которого входили произведения Дебюсси, Равеля н других французских композиторов нового, молодого поколения.

Творчество этих композиторов становится в центре споров о новом. «Серьезнейшая и по времени ближайшая к нам музыкальная революция, —писал В. Г. Каратыгин, — осуществлена была именно импрессионизмом в лице наиболее типичных и талантливых представителей его-—Дебюсси и Равеля»2. Вместе с тем Каратыгин постоянно указывал на ограниченность эстетики импрессионизма, ведущую к сужению круга художественных задач, к чрезмерной переутонченности, пассивности, созерцательному любованию красочными звуковыми деталями. Путь этот представлялся ему односторонним н не имеющим перспектив в дальнейшем3.

Некоторые из критических высказываний Каратыгина о Дебюсси вызвали резкую отповедь со стороны Н. Я. Мясковского, который высоко оценивал и любил творчество этого, по его словам, «несравненного поэта н, быть может, единственного действительно значительного, скажем даже, гениального композитора современной Франции»1.

Однако, при всем восхищении красотой и поэтичностью музыки Дебюсси эстетика импрессионизма по своей сущности оставалась чуждой Мясковскому. И он был не так уж далек от Каратыгина, когда писал об одностороннем увлечении чисто живописными тенденциями, как об одном из отрицательных симптомов переживаемого момента: «Почти все силы нашего восприятия и исканий направлены в сторону колорита, внешней красоты и яркости звучания; мы мечемся от пряных ароматов гармоний Скрябина к сверкающему оркестру Равеля, от ошеломляющей крикливости Р. Штрауса к тончайшим нюансам Дебюсси. В общем же у нас наблюдается явная склонность по возможности не обременять воспринимающего рассудка в.... душевных сил, а доставлять пищу лишь чувствам, слуху...»2

Пожалуй ни один нз крупных зарубежных композиторов того времени не вызывал таких горячих споров, как Рихард Штраус, несмотря на то. что его творчество было достаточно хорошо известно в России уже в конце XIX века и многие его произведения прочно вошли в концертный репертуар.

Перечитывая то, что печаталось в русской прессе начала нынешнего столетня но поводу Р. Штрауса, ощущаешь постоянные внутренние колебания и двойственность. Музыка Штрауса невольно увлекала и захватывала своим мощным темпераментом, роскошью красок, неистощимой изобретательностью композитора, но одновременно рождала и решительный протест, желание устоять против звуковых чар автора, не поддаться гипнозу его исключительного дарования и мастерства. Каратыгин со свойственной ему прямотой и искренностью признавался в непоследовательности своего отношения к Штраусу. «Есть в Германии композитор. — читаем мы в одной из его рецензий.— которого иной раз всеми силами своей души хочешь отвергнуть, а он все-таки нравится, противопоставляя всем своим грехам по части музыкального вкуса такую богатую гармоническую изобретательность, такой блеск оркестровой звучности и такой неукротимый темперамент, что забываешь про мелодическое убожество воспринимаемой музыки, про неприятную детализацию «программного» элемента, про отсутствие в ней настоящей глубины и содержательности творческой мысли»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">