Начиная с 1912 года на страницах «Русской музыкальной газеты» и других органов печати появляется имя Н. П. Мал-кова, впоследствии одного из известных советских музыкальных критиков. Как и А. Н. Римский-Корсаков. он соединял уважение к традиции с живым интересом к новому, хотя не всегда это новое оказывалось ему близким и симпатичным

К той же группе обрадованных, хорошо эрудированных писателей о музыке, стремившихся к широте и объективности суждений и не связывавших себя рамками какого-нибудь од-•-ного направления, принадлежал видный педагог-пианист и деятель музыкального образования Г. П. Прокофьев. Более или менее систематично выступали по вопросам музыки о различных газетах и журналах того времени композиторы и музыканты-теоретики Ю. С. Сахновский, И. И. Крыжанов-ский, Г. Э. Конюс. Г. А. Крейн и многие другие.

Значительное внимание музыке уделяла периодическая пресса не только Петербурга и Москвы, но других городов с развитой музыкальной жизнью. Местные газеты предоставляли свои столбцы длм текущих рецензий, а иногда и для крупных статей принципиального характера. Здесь обсуждались те же вопросы и развертывались те же самые споры, что и на страницах столичных изданий.

Имена некоторых музыкальных критиков тогдашней российской провинции были широко известны. Так, в Киеве жил и работал один из критиков старшего поколения В. А. Че-чотт, связанный с кругами «новой русской школы» и по направлению своей деятельности близкий С. Н. Кругликову Украинский композитор и музыкальный критик Б. К. Яновский, сотрудничавший в периодических изданиях Киева и Одессы, был горячим поклонником и пропагандистом русской классической музыки, выступая вместе с тем и в защиту новых творческих течений XX века1. В Риге протекала деятельность Вс. Е. Чешихииа, автора объемистой книги «История русской оперы» (М. 1902; 2-е изд., М., 1905), являвшегося в течение длительного времени постоянным рецензентом газеты «Рижский вестник». В Харькове писал о музыке В. И. Сокальский, племянник известного украинского композитора и музыканта-фольклориста П. Н. Сокальского, печатавшийся под псевдонимом «Дон-Диез».

Глубокие перемены во всех областях жизни отразились на самом понимании «новизны» в музыке. По сравнению с

1 Отметим характерную для позиций этого критика статью «Обыватели и искусство», где он осуждает враждебное отношение к новому, проявляемое отсталым большинством публики и профессионалов-ремесленников. В качестве примера Яновский указывает на ту травлю, которой еще совсем недавно подвергались Врубель. Мейерхольл За постановку блоковского «Балаганчика». Скрябин, объявлявшийся едва ли не сумасшедшим («Южный музыкальный вестник». 1975, Л? 13/14).

концом XIX столетия оно очень существенно изменяется. Если тогда, скажем. д'Эидн рассматривался как типичнейший представитель французского «модерна» и даже музыка Франка казалась во многом новой, то теперь этих композиторов относят уже к прошлому.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">