1 Глебов Игорь. Орестея. .Музыкальная трилогия С. Танеева. М., 1916.

г Часть этих статей перепечатана в кп.: С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. М., 1956 (изд. 2-е, 1961).

■ность, серьезность и вдумчивость суждений доставили ему высокий авторитет в музыкальных кругах и среди читающей этублики. К Энгелю с уважением относились даже многие из музыкантов, стоявших в целом на иных позициях. Н. Я. Мясковский, относя его к числу «добросовестных, образованных и музыкально и не лишенных истинного вкуса консерваторов», замечает в письме В. В. Дсржановскому от 26 февраля 1916 года: «В конце концов это теперь единственный музыкальный критик». В том же письме мы находим следующие строки: «Сейчас с большим удовольствием читаю «Музыкальный современник» о Скрябине, Энгсль — обстоятельный и культурный человек»-.

К числу музыкальных писателей «умеренного» толка, акцентировавших в первую очередь необходимость глубокого и основательного усвоения классических традиций, принадлежал петербургский критик В. П. Коломийцев, который пользовался известностью как горячий пропагандист вагне-•роаского творчества и переводчик вагнеровских оперных текстов на русский язык.

Отношение Коломийцева к новым музыкальным течениям XX века было сдержанно критическим. Не симпатизируя этим течениям и не принимая их внутренне, он вместе с тем не становился на позиции огульного отрицания всего нового и старался разобраться в сложных музыкальных процессах современности.

В статье под заглавием «Музыка настоящего» Коломийцев отмечал как одно из опасных явлений переживаемого ныне «нервного, торопливого времени» — всеобщее засилье моды и «боязнь казаться отсталым в вопросах музыкального искусства». Но он не разделял и «скептицизма многих искренних и сознательных друзей музыки», приходящих «к отчаянному выводу, что музыке настал конец, что она дошлч до стены, до абсурда, что идти ей дальше некуда»2.

Из критиков старшего поколения, начинавших свою деятельность еще в пору утверждения и расцвета творчества композиторов «могучей кучки» и Чайковского, выделяется своим чутким, заинтересованным отношением к новому

1 Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания в 2-х т. М., 1960, с. 361, 363. В последней приведенной фразе имеется в виду специальная книга «Музыкального современника» (1916, Л1» 4/5), где был помещен монографический очерк Ю. Д. Энгеля о творческом пути композитора.

"Коломийцев В. Музыка настоящего. Рихард Вагнер н поиски новых богов.—«Русь», 1906.

И. М. Кнорозовскнй. Он не обладал как музыкальный писатель особенно яркой индивидуальностью, и его литературная-манера страдала подчас известной журналистской поверхностью. Но живо и сочувственно откликаясь на новые творческие явления, Кнорозовскнй сумел оценить некоторые из них лучше и вернее, чем более крупные по масштабу критики, стоявшие во главе борьбы за «музыкальное обновление»-тех лет.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">