' Оссовский А- О новом в музыке (по поводу XXII вечгра современной музыки).—«Слово», 1905. 15 впр.

««двусмысленным ответом на утверждения Рнмского-Корса-«ова. что музыка переживает период упадка н разложения, что все гармонические и оркестровые новшества Дебюсси или Рихарда Штрауса — это одна лишь «беспросветная вычура» и т. п.

Оссовский был уравновешеннее и в ряде случаев объективнее Каратыгина в своих суждениях. Глубоко ценя и уважая творчество своего учителя Рнмского-Корсакова, он вместе с тем в полной мере осознавал величие и мощь музыки Чайковского. Преклонение перед гением Скрябина не мешало ему столь же искренно и горячо восхищаться искусством другого своего замечательного современника Рахманинова.

Одним нз центров передовой музыкально-критической мысли становится на рубеже второго десятилетия XX века московский журнал «Музыка», выходивший в свет еженедельно с конца 1910 года. Оказывая поддержку всему новому, этот журнал стремился занять объективную позицию в музыкальной современности и избегнуть какой бы то ни было «направленческой» узости и предвзятости. На его страницах находили сочувственный отклик столь различные явления как Стравинский и Метнер, Равель и Шенберг,

Журнал уделял серьезное внимание и прошлому русской музыки, выдвигая борьбу за верное и глубокое понимание классического наследства в качестве одного нз программных требований. В кратком редакционном обращении к читателям, помещенном в первых номерах журнала, отмечалось: ■«Полагая идею культуры неотделимой от идеи преемственности, редакция «Музыки» соединит искания нового с уважением н любовью к прошлому»'.

Редактор и издатель журнала В. В. Держановский выступал и в других органах печати с зашитой новых творческих течений в области музыки и прогрессивных музыкально-культурных начинаний2. Но главной его заслугой было то, что юн сумел организационно сплотить вокруг журнала группу передовых музыкальных деятелей, в числе которых были и «рнтикн, и молодые, начинающие композиторы, занявшие вскоре видное место в музыкальной жизни, и некоторые н)

__ 1 «Музыка.. 1910. ,\? 1. с. 5. Эта редакционная декларация была «овторсна я .\>,\? 2 в 3.

1 В. В. Держановский был постоянным музыкальным сотрудником «эсты «Утро России», где печатался под псевдонимами «Арк'гль» н «Флорсстан».

исполнителей, зарекомендовавших себя как талантливые иг активные пропагандисты нового.

Держа новскнм были «открыты» в качестве музыкальных писателей и привлечены к сотрудничеству в журнале И. Я. Мясковский и Б. В. Асафьев, выступления которых в. большой мере определили основной облик этого издания.

Мясковский опубликовал в «Музыке» наряду с множеством небольших нотографичееких заметок и ииклом корреспонденции о музыкальной жизни столицы под общим заглавием «Петербургские письма» также несколько более крупных статей принципиального характера. Живя в кругу интересов современности, Мясковский горячо приветствовал вес^ в чем он ощущал присутствие настоящего неподдельного дарования, самостоятельность мысли и серьезное, ответственное отношение к искусству. И, напротив, поверхностное следование моде, желание быть новым и оригинальным во что бы та ни стало встречало у него резкое осуждение. Он разграничивал понятия новаторства, возникающего из внутренних органических стимулов, и «модернизма», как поверхностного следования моде.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">