Изучая древнейшие памятники русского певческого искусства, нельзя не учитывать того, что они возникли через довольно большой исторически промежуток времени после принятия Русью христианства и учреждения регулярного, организованного по византийскому уставу культа, неотъемлемым элементом которого было церковное пение. Ряд летописных свидетельств говорит о том, что уже в начале XI века Существовали церковные хоры, и исполнение богослужебных песнопений было широко распространено но крайней мере в высших слоях общества. До нас дошли книги с текстами песнопений, предназначенные для пения по ним, на что указывают обозначения гласовой принадлежности н разделения на певческие строки при помощи точек. Но до сих пор не обнаружено ни одной йотированной рукописи, которую можно было бы отнести к периоду ранее XII или самого конца XI века. Это естественно выдвигает вопрос—когда впервые было дано невменное изложение напевов в соединении с славянскими текстами и сложился тот тип нотации, который мы находим в старейших русских певческих книгах.

По распространенному мнению знаменное письмо возникло на южнославянской почве тогда же, когда был создан славянский алфавит и сделаны первые переводы церковных книг с греческого, перейдя в Киевскую Русь уже в более или менее сложившемся виде. Теория южнославянского, точнее, болгарского происхождения славянской музыкальной письменности, господствовавшая в прошлом веке, особенно энергично отстаивалась в более близкое к нам время Р. Пали-каровой-ВерденльЭта точка зрения исторически кажется вполне правдоподобной. По аналогии с хорошо известной «посреднической» ролью Болгарии в образовании древних славянских литератур легко можно было бы допустить, что подобным же образом обстояло дело и в музыке. Но трудность заключается в полном отсутствии памятников, подтверждающих данную концепцию.

Еще Металлов подвергал справедливому сомнению существование собственной музыкальной письменности у болгар в IX—X веках, считая маловероятным, что все до одной йотированные книги того периода могли погибнуть, не оставив никакого следа Надо к этому добавить, что и ближайшие последующие столетня не оставили таких памятников, которые давали бы основание говорить о высоком развитии певческого искусства в Болгарин. Немногочисленные болгар, скне певческие книги XII—XIII веков, дошедшие до нас в виде отдельных кратких фрагментов, весьма несовершенны по своему музыкальному письму, и трудно допустить, что они могли опираться на длительную и прочно устоявшуюся традицию3.

Все это дало основание Металлову выдвинуть гипотезу, что знаменная нотация в русских певческих книгах древнейшего нзнода не скопирована с готовых южнославянских образцов, а впервые была выработана в Киевской Руси в конце XI века и отсюда распространилась в другие славянские страны. В наше время эта точка зрения была поддержана Э. Кошмндером3. В таком случае путь ее оказывается обратным тому, как он рисовался сторонникам теории болгарского происхождения славянской музыкальной письменности: не с юга на север, а с севера на юг. Факты проникновения певческих книг, созданных на Руси, к южным славянам известны. .Можно сослаться хотя бы на два фрагмента рукопи-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">