Естественно, что в исканиях русского оперного театра предреволюционных лет были не только успехи, но и поражения. Иногда эти искания, не руководимые ясным идейно-эстетическим сознанием, направлялись по ложному пути, приводя к художественным срывам н неудачам. Но в основе их лежало прогрессивное стремление к сближению с жизнью и углублению реалистических начал оперного искусства. Музыкальпый театр развивался по пути общему для всей передовой отечественной художественной культуры, чутко реагируя на то новое, что возникало в смежных ее областях, н претворяя эти достижения по-своему.

Все более настойчиво выдвигались требования решительного, коренного изменения всей системы и методов работы ведущих оперных театров. Так один из московских оперных критиков в 1915 году упрекнул Большой театр в том, что он «совершенно не может создать школы артистов на подобие студий Художественного театра». Организация такой студии являлась, по мнению этого критика, «одной из насущнейших потребностей и самого Большого театра и вообще оперного дела в России»'.

Как известно, эта мысль получила практическое осуществление лишь после Октябрьской революции. В 1918 году при Большом театре была создана студня для оперных артистов, во главе которой встал К. С. Станиславский. Тогда же зародилась музыкальная студия иод руководством В. И. Немировича-Данченко. Приход двух великих реформаторов русского сценического искусства в область музыкального театра имел важнейшие, глубоко плодотворные последствия для всей советской оперной культуры. Многое из ТОГО, что они в скромных по масштабу формах начали насаждать в руководимых ими студиях, стало теперь общим достоянием наших оперных театров. Но успех этих молодых начинаний в значительной мере зависел от того, что почва для них была подготовлена предшествующим этапом развития оперно-нс-полннтельского искусства в нашей стране.

• Фатов Н. Оперный сезон 1914-15 гг. в .Москве.—«Русская му-аыкальная газета». 1915. М 21/22. стб. 381.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЕМИКА ПРЕДОКТЯБРЬСКИХ ЛЕТ

Бурный рост русской музыкальной жизни в предреволю-щионные годы, выдвижение новых творческих явлений, не укладывавшихся в рамки привычных, традиционных норм, •сопровождались острой и напряженной идейно-художественной борьбой. После 60-х годов XIX века в России не было периода, когда бы вопросы музыки обсуждались с такой горячностью и волновали бы столь широкие слои общества, как в десятилетие между двумя революциями. Споры, которые велись на страницах музыкальной печати, отражали сложные .взаимоотношения и борьбу различных творческих направлений. Критика непосредственно участвовала во всех перипетиях этой борьбы, поддерживала одн5! направления и отвергала другие. Вокруг новых явлений музыкального искусства, не укладывавшихся в рамки традиционных эстетических канонов, нередко завязывалась бурная полемика.

Ведущие деятели русской музыкальной критики прошедшего периода в 900-х годах сходят со сцены, и на их место приходят другие люди, сложившиеся в иных исторических условиях и во многом отличные от своих предшественников по воспитанию, темпераменту и образу мысли.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">