Серьезные принципиальные возражения вызвала постановка «Фауста*. Стремясь приблизить оперу Гуно к ее литературному первоисточнику, режиссер допустил очень свободное обращение с авторским текстом. Были сделаны большие купюры, некоторые персонажи совсем исчезли, другие партии были поручены исполнителям не тех «амплуа», для которых они предназначались композитором. Постановка в целом оказалась неубедительной и надуманной. На первый план выдвинулись бытовые сцены и, особенно, красочно оформленная феерическая картина Вальпургиевой ночи.

Однако вскоре, показав «Кармен», театр полностью восстановил свою репутацию живого и интересного творческою коллектива. Яркая и увлекательная постановка соединяла бытовую достоверность и декоративную красочность оформления с драматизмом, темпераментностью общего тонуса спектакля, единством сценического и музыкального действия. Успех был на этот раз неоспоримым и общепризнанным.

Год существования Театра музыкальной драмы и шесть поставленных им за этот небольшой срок спектаклей давали возможность подвести некоторые предварительные итоги. В печати появились статьи, специально посвященные этой дате. Среди них останавливает на себе внимание статья В. Г. Каратыгина. Критик, не прощавший театру всех его просчетов и неудач, должен был признать, что сМузыкаль-ная драма» внесла в нашу художественную ЖИЗНЬ новую, свежую струю». Лучшие же из спектаклей Музыкальной драмы — «Мейстерзингеры» и «Кармен* —по его утверждению, «были настоящим праздником театрального искусства». Каратыгин подчеркивал ту атмосферу творческого горения, са-

1 Кэрятыгин В. Генеральная репитиция «Бориса Годунова».— «Речь». 1913. 30 сент. После премьеры В. Г. Каратыгин опубликовал в той же газете подробный критический разбор спектакли (номер от 3 октября 1913 г.). К его критическим соображениям всецело присоединялся А. Н. Бенуа (номер от 7 октября 1913 г.). Несколько позже Каратыгин писал, что «спектакль в целом, несомненно, должен быть признан имеющим значение в театральном мире. Постановка «Бориса» чем-то импонирует, каккмк-ТО сторонами свонмн почти способна увлечь арнтеля. слушателя» («Музыкальная драма».—«Аполлон». 1913. .*& 8. с. 68).

1 Вальтер В. Опера в С-Петербурге. «Борис Годунов» Мусоргского в театре Музыкальной драмы.—«Русская музыкальная газета». 1913. № 41. стб. 895.

«□отверженной преданности делу, неустанных, напряженных «еканий, которая царила н молодом коллективе, и благодаря которой даже в малоудачных его работах ощущалась пульсация жнвой жизни: «...были постановки плохие, но не было, отсутствовали такие, которые не были бы в том или ином отношении интересны и поучительны» !.

Э. Старк, анализируя результаты пройденного театром пути, писал о нем как о «настоящей художественной лаборатории», в которой производятся «серьезные опыты» 2. Вместе с тем он возражал против методов, с помощью которых руководитель Музыкальной драмы И. М. Лапнцкнй стремился создать целостный, драматически осмысленный оперный спектакль, проникнутый единством художественного замысла. Статьи начинается парадоксально звучащей фразой: «Отправная точка оперного режиссерства находится... в горле у певца». Но по своему смыслу она, в сущности, совпадает с приведенными выше высказываниями В. А. Лосского, требовавшего от оперного режиссера умения «мыслить музыкально-вокально». С этих позиций Старк критикует постановщиков Музыкальной драмы, которые «в погоне за реализмом... ■часто погрешают против основного требования; чтобы речь ■музыкальная была на первом плане, чтобы движения и жесты строго с ней согласовались и чтобы никакая постановочная деталь не шла ей в ущерб» 3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">