Впоследствии режиссер В. П. Шкафер, вынужденный в анном случае совершенно стушеваться перед художником, признавал справедливость критики А. И. Бенуа: «Сейчас. ~лустя почти четверть века... возможно более объективно уже ^судить об этой работе. И действительно, во многом над:> чсогласиться с тем отзывом, который дал А. Бенуа. т. е. реальная драма затерялась, отошла на второй план, и вся концепция оперы утонула в этой излишне декоративной постановке. Стишком много внимания постановщиками было уделено ненужным мелочам в виде излишнего реализма света, цвета, краски н игрового фона, который принес спектаклю явный ущерб, заслонив драму н исполнителей»*.

В 1909 году впервые выступил на режиссерском поприще один из видных советских оперных режиссеров В. А. Лос-ский, поставив на сцене Большого театра «Кавказского пленника» Кюи. До этого он прошел десятилетний путь оперного .певца, создав себе репутацию талантливого характерного актера («бас-буффо»). Личный актерский опыт имел большое значение для его режиссерской работы, на что он сам указывал впоследствии. В докладе, прочитанном к столетию ождения Н. А. Рнчского-Корсакова во Всероссийском те-тральном обществе, Лосский говорил: «Совсем не плохо, если режиссер и сам является оперным певцом-актером; такой режиссер по собственному опыту знает, что и как можно и нужно предлагать исполнителю; знает, в какое положение поставить певца на сиене, чтобы он н звучал, и удобно общался с партнером, н имел в поле зрения дирижера; знает, что нельзя навязывать певцу-актеру образ, не созвучный характеру его голоса или не отвечающий его актерской индивидуальности; знает, что нельзя насиловать эту индивидуальность, что не всегда следует настаивать на безусловном подчинении требованиям режиссера; знает к многое другое, чего не может знать и понимать режиссер, не имеющий личного опыта оперного певца»3.

■Бенуа А. Новая постановка в Маринискок театр*.— «Слово», 1908. 22 марта.

1 Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы, е. 215. "Лосский В. А. Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосевом. М_. 1959. с. 219.

В. А. Лососий, начинавший свою артистическую карьеру в Мамонтовской опере в пору ее наивысшего расцвета, имевший возможность близко наблюдать Ф. И. Шаляпина и общаться с ним на сцене, был в курсе всех новых театральных течений современности и учитывал их в собственной деятельности. Но при этом он всегда помнил о специфике оперного театра как театра музыкального. «Подлинно оперный режиссер, — по его словам, — строит свои постановочные планы на музыкально-вокальном материале как основе и первопричине всего существующего и действующего на сцене и руководствуется рядом неизбежно вытекающих отсюда постановочных принципов»'.

Такой подход обеспечил успех лучших постановок В. А. Лосского. Из его дореволюционных режиссерских работ особенное внимание привлекала постановка «Сказки о царе Салтане» в Большом театре а 1913 году, два года спустя воспроизведенная им же на Петербургской казенной сцене. Большая часть прессы, отмечая спектакль Мариинского театра как яркое и значительное художественное событие, высоко оценивала режиссуру В. А. Лосского. «Ему удалось найти. — писал Б. В. Асафьев.— не мешая музыке, а сливаясь с ней, своеобразный стиль исполнения, при котором ни одно движение, ни одна поза на сцене не кажется случайной, не вытекающей нз единого замысла... Как жаль, что Лосский только гость, а не постоянный режиссер на Марнинской сиене»2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">