Исходя из конкретного художественно-образного строя и драматургических особенностей каждого произведения, Оленин учел найти и подчеркнуть в нем главное, наиболее существенное н характерное. Соответственно этому он применял и различные приемы сценического оформления. Например, в оленннской постановке онеры Пуччинн «Девушка с Запада» (или «Дочь Запада») критикой отмечались «реальность» и «естественность»*. Постановка же оперы М. М. Ипнолитова-Иианова на библейский сюжет «Руфь» была осуществлена а условно-картинном плане: режиссер «придал этой постановке вид живых картин в темной рамс. Выработаны позы пластичные и покойные»1. «Удивительные образцы находчивости н подлинной художественности», «большое режиссерское искусство» — в таких выражениях отзывалась пресса о постановочных работах Оленина.

Отзывы о постановках А. А. Санина в Народном доме до известной степени сходны с тем, как оценивались критикой

.Лучшие из спектаклей, поставленные Олениным в опере Зимина. В частности, и в них подчеркивалось мастерство постановки массовых сцен. В «Князе Игоре», «Борисе Годунове» и «Майской ночи», как мы читаем в одной из рецензий,—«Санин заставил на сцене жить не только артистов... но даже и хор...»

Если вспомнить, что Н. Ф. Фнндейзен, критикуя показную пышность и безвкусицу «польского» действия в «Иване Сусанине» на сцене Мариинского театра, рекомендовал взять за образец аналогичную сцену в пушкинском «Борисе Годунове» у московских «художественников»2, то приведенный отзыв становится очень показательным. Неподвижность, ста-туарность хоровых масс в опере были тем, против чего восставали и боролись многие нз «передовых деятелей русского реалистического искусства. Постановочные методы Художественного театра позволили оживить оперный хор, превратив его из чисто декоративного, «фонового» элемента в равноправного участника действия—«коллективное действующее лицо» оперы.

Подобная же широта размаха, красочность и динамизм 'были свойственны массовым сценам в большинстве оперных постановок Л. А. Санина. В связи с постановкой «Вражьей силы» А. Н. Серова в Народном доме в печати снова отмечалось: «Интересно поставлены народные сцены г. Саниным, а особенно жизненно-широкая масленица»3. Возобновление другой оперы Серова «Рогнеда» служило поводом, чтобы еще раз подчеркнуть: «Опера богата народными сценами и колоритностью, что дало возможность г. Санину применить В широком масштабе свои режиссерские способности»*.

Сенсационным событием оперной жизни явилась уже упоминавшаяся выше постановка «Хованщины» Ф. И. Шаляпиным в 1911 году на сиене Мариинского театра. Взять на себя ■функции режиссера Шаляпина побудила неудовлетворенность постановками казенной оперы, отсутствие в них цельности и единства, что, по его мнению, могло оказаться особенно губительным для такого произведения, как «Хованшина»'. Строго говоря, эту работу Шаляпина нельзя бмло> рассматривать, как первый его режиссерский опыт. Он всегда не только пел и играл, но и режиссировал в спектаклях, шедших с его участием. Шаляпинский «деспотизм» по отношению к своим партнерам-певцам, нередко распространявшийся и на дирижера и руководителя сценической постановки, был общеизвестен. Резкость и категоричность, с которыми он диктовал свои требования, бывали причиной пресловутых шаляпинских скандалов, привлекавших зачастую широкое общественное внимание. Но есть немало свидетельств и того, как он помогал артистам найти ключ к верному пониманию роли и подсказывал им средства раскрытия образа. У Шаляпина всегда складывалась единая, законченная концепция всего спектакля в целом, и, если он не находил взаимного контакта с другими исполнителями или чувствовал» что режиссерская или дирижерская трактовка произведения расходится с его собственным пониманием, это нарушало его творческое состояние и мешало последовательному осуществлению им своего актерского замысла.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">