В 900-х годах впервые складывается настоящая оперная режиссура, появляется новый тип режиссера, который не ограничивал свою задачу тем. чтобы «развести» участников спектакля, расставить их по местам, разработать общий план действия и основные мизансцены, а стремился найти средства для наиболее убедительного выявления заложенных в произведении мыслей и подсказать актерам верную трактовку образов. Режиссер становится одной из центральных фигур в жизни оперного театра, и. наряду с дирижером и художником, относится к числу равных по значению «сотвор-цов» спектакля.

Большинство оперных режиссеров новой формации воспиталось на принципах Художественного театра, некоторые эке нз них были непосредственными учениками и сотрудниками К. С. Станиславского. Это прежде всего А. А. Санин, прославившийся своими постановками русских классических ■опер («Русалка». «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Псковитянка») в парижских и лондонских спектаклях, организованных С. П. Дягилевым. Ему же принадлежала первая постановка «Соловья» Стравинского в Париже в 1914 году. Санин поставил также ряд оперных спектаклей в петербургском Народном доме и «Сорочннскую ярмарку» Мусоргского в •Свободном театре К. А. Марджанова. Последователем школы Художественного театра считал себя и В. П. Шкафер.

Одной из самых интересных личностей в области оперной режиссуры был П. С. Оленин. Начав свою творческую деятельность как певец в частной опере С. И. Мамонтова, он показал себя драматически одаренным, вдумчивым артистом, но вокальные данные его были ограничены. Первые его режиссерские работы на сцене Большого театра в начале '900-х годов не отличались особенной новизной и яркостью. Оленин как режиссер раскрылся в опере Зимина, где он -осуществил, начиная с 1907 года, много постановок, привлекших внимание своей жизненностью, внутренней убедительностью и разнообразием выдумки.

Постановка Олениным «Орлеанской девы» Чайковского з 1907 году была отмечена как значительное событие, шаг по пути к реалистической реформе оперного театра'. Критика писала об этой постановке, как о проявлении «нового курса»

на оперной сцене2.

Правда, не все спектакли Оленина были столь же удачными и интересными по режиссерскому замыслу. Так постановка «Гугенотов», состоявшаяся вскоре после «Орлеанской девы», оказалась довольно традиционной и вызвала известное разочарование3. Условия существования частной сцены, вынужденной быстро и оперативно ставить все новые спектакли, приводили иногда к спешке н заставляли выносить на публику недостаточно тщательно отделанные работы. Но ряд дальнейших постановок Оленина свидетельствовал о том. что «Орлеанская дева» не была случайной удачей талантливого художника. Московский корреспондент «Русской музыкальной газеты», внимательно и с интересом следивший за режиссерской деятельностью Оленина, писал по поводу зимни-ского «Золотого петушка»: «Очень удачна сценическая постановка Оленина; красиво распланированы массовые сцены, и в них есть движение...»1 В отзыве па постановку «Хованщины» у Зимина в 1910 году тот же критик обращал особое Внимание на массовые сцены, в которых режиссеру удалось, по его словам, совместить цельность впечатления с множеством интересных деталей2. Умение динамизировать массовые народные сцены, насытить их движением и жизнью было вообще одной из сильных сторон Оленина, как можно заключить на основании имеющихся в нашем распоряжении печатных отзывов. Так, оценивая постановку в театре Зимина слабой и бесцветной по музыке оперы А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников», рецензент выделял большую картину кулачного боя, где режиссер «проявил... много находчивости и искусства», сумев «избегнуть и отталкивающего реализма и ненужной театральщины»а.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">