Для коренной и глубокой реформы оперного театра недостаточно было, однако, наличия хороших певцов, способных к драматически осмысленному исполнению своих ролей. Необходимо было еще единое руководящее начало, которое /и- направляло усилия большого и разнообразного по составу коллектива участников оперного спектакля к одной цели, по одному общему руслу. Иначе говоря, должен был •быть достигнут подлинный ансамбль и музыкальный, и драматический. Эта задача становится основной и решающей в области оперного исполнительства. Мамонтовская опера -только поставила ее, но не смогла решить достаточно последовательно и радикально.

В поисках путей практического решения этой важнейшей проблемы деятели оперного театра обращались к примеру передовых драматических театров, и, прежде исего. Московского Художественного. «Заговорили о реформе, — писал Ю. Д. Энгель, — о возможности и необходимости создать Художественный оперный театр по образцу «Художественного драматического театра»1.

Одним из основных пунктов той критики, которой подвергались казенные театры, было именно отсутствие в их деятельности ясно осознанного направления и единой воли, могущей согласовать между собой и спаять п одно нераз-дельное целое все компоненты сложного по активу художественного агрегата, именуемого оперным спектаклем.

Многие постановки Марнинского и Большого театров «отличались великолепным музыкальным ансамблем, который обеспечивался замечательным составом певцов-солистов, первоклассными хорами и оркестрами, наконец, блестящим мастерством дирижеров, возглавлявших музыкальное руководство обоими театрами. Значительно более интересным новым и снежим стало оформление спектаклей благодаря привлечению к постоянной работе таких талантливых художников, как А. Я. Головин и К. А. Коровин. По богатейшие возможности, которыми располагали казенные театры, не могли быть полностью реализованы из-за консерватизма и отсталости обшей системы их работы. В этих театрах еще -сохранялась ставка на отдельных выдающихся солистов, чувствовавших себя гастролерами-одиночками, л не равноправными членами коллектива. Некоторые спектакли предо-

1 Энгель Ю. Письма о московской опере.—«Русская музыкальная 1гааета». 1907. № 39. ст&. 850.

ставлялнсь в «неотъемлемую собственного того или иного исполнителя»', забота же об ансамбле отходила на второй план. Стремление к показной роскоши и пышности оформления часто оказывалось неоправданным и противоречащим характеру исполняемых произведений. Обозреватель московской оперной жизни следующим образом формулирует впечатление от большинства спектаклей Большого театра: «Высокое художественное наслаждение дает хор. оркестр, иногда и артисты, дивный пир для глаз часто представляет вид сцены, но нет целого, нет художественной оперы»*.

Оперный театр не мог оставаться в стороне от общего движения эпохи и вынужден был считаться с передовыми завоеванияМН всего современного театрального искусства. Взгляд па оперу как на органическое художественное целое, в основе которого должна лежать определенная драматическая идея, получал все более широкую поддержку как во вне, так и внутри самих музыкальных театров, среди наиболее прогрессивных его творческих деятелей. Отсюда возникала необходимость пересмотра и обновления привычных, укоренившихся методов работы. Этот поворот к новому совершался медленно и с большими трудностями, но все же он происходил. Частные оперные театры оказывались, как правило, мобильнее и оперативнее казенной сиены, воспринимавшей те к л и иные новшества большей частью уже после того, как они становились достаточно общепризнанными.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">