1 В принятом теперь переводе —«Девушка с запада».

s В. А. Теляковский утверждает, что он созиателыю выбрал для постановки самую трудную из опер Штрауса «Электру», чтобы по сравнению < ней могла затем выиграть другая его опера «Ковалер роз», тоже намечавшаяся к постановке в Мариинском театре (Тел я конский В. Воспонятно и то впечатление сенсации, почти публичного скандала, которое произвела ее петербургская постановка. Л. С. Саминскнй характеризовал оперу на страницах «Музыки», как проявление «современного варварства»1. Еще-более негодующим был тон письма Е. М. Петровского, помещенного в следующем номере того же журнала. Свою оценку спектакля критик резюмировал в словах: «Искусство—и опасности»2. От такой чисто эмоциональной реакции отличалась своей вдумчивостью и серьезностью позиция В. Г. Каратыгина, посвятившего премьере «Электры» пространный газетный подвал. Несмотря на достаточно критическое отношение к этой опере Штрауса, как и вообще к творчеству ее автора, Каратыгин признавал, что «постановку „Электры" в Мариннском театре нельзя не отнести к числу наиболее примечательных культурно-художественных фактов сезона» 3.

Выдающимся по своему значению фактом была и постановка «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси в 1915 гаду в театре Музыкальной драмы, также явившаяся «всероссийской премьерой». Впрочем она не вызвала столь бурной и шумной реакции, отчасти, быть может, потому, что творчество Дебюсси рассматривалось иногда как уже пройденный этап в развитии музыкального искусства и ему противопоставлялись другие, более молодые течения4, отчасти же из-за малоудачной, бледной постановки, не передававшей тонкий поэтический аромат этого произведения.

Глубоко знаменательные сдвиги происходят в начале XX века в области культуры оперного исполнения. Никогда поминания. л.— m.. 1965. с. 200—201). Дальнейшее проникновение Штрауса на русскую оперную сцену было приостановлено в связи с начавшейся в 1914 г. войной.

'Саминскнй л. «Электра» Р. Штрауса на сцене Мэриннского театра.-.Музыка». 1913. Nî 119. с. 158. 1 «Музыка». 1913. 120. с. 185.

9 Каратыгин В. Р. Штраус и его «Электра». — «Речь». 1913. 19 февр.

4 В статье «Музы к ант-импрессионист», написанной в связи со спектаклем Музыкальной драмы, В. Г. Каратыгин писал; «Сейчас время как будто не особенно благоприятное для оценки звуковых фантомов импрессионизма... человечеству вновь захотелось ощущений цельных, сильных, ярких...» {«Речь». 1915, 21 окт.). Впрочем, он тут же делал оговорку, что музыка Дебюсси невольно покоряет слушателя своей чарующей поэтичностью и держит его в плену от первой до последней ноты.

*ще раньше с такой решительностью и широтой не ставился вопрос о том. что оперный театр должен подчиняться общим требованиям реалистического театрального искусства, о тесном взаимопроникновении музыкального и драматического начала в опере, о преодолении условных, бессодержательных оперных штампов. Название сатирической пьесы «Вампука», показанной театром «Кривое зеркало» в 1909 году, становится нарицательным для обозначения той театральной фальши н


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">