1 Бертра ч. Итоги оперного сезона в Марпннском театре-«Русская музыкальная газета». 1914, Щ 20/21. стб. 497.

= Глебов Игорь. Обзор художественной деятельности Мариинского театра.—«Музыка». 1914. № 174. с. 255. Корсаковские циклы проводились и Маннинском н Большом театрах взамен вагнеровских в годы первой мировой войны, но онн носили довольно случайный характер и включали далеко не все важнейшие произведения композитора (см.: Асафьев Б. В. Наконец-то! — «Музыка». 1914. № 201. Статья явилась откликом на объявление корсаковско!о никла в Мариинском театре).

3 В корреспонденции из Парижа И. П. ландовского отмечалось: «...авторы новон оперы, по всей вероятности, мало чаботятся о мнении лнатокоа. Единственная цель их была захватить массу публики. Громадные сборы «Quo vadis?» доказывают, что цель эта достигнута» («Русская м>-эыкальная газета», 1909. № 48. стб. 1151).

с широкой популярностью романа Г. Сенкевнча «Камо гря-деши>», положенного в основу либретто. Действие оперы, происходящее в древнем Риме времен владычества Нерона] с картинами роскошного пиршества, пожара, христианских катакомб, травли людей дикими зверями в Колизее и т. п._

давало благодарный материал для пышной и красочной постановки. Музыка же, безличная и аморфная, но не лишенная слащавой красивости, отступала на второй план перед зрелищной эффектностью постановки. Пресса, весьма критически оценивая самую оперу, одннодушно признавала спектакль в этом отношении очень ярким и удавшимся1.

Но произведения подобные «Quo vadis?*, а иногда н еше более слабые, не определяли обшей позиции театров по отношению к новому репертуару. Среди зарубежных оперных композиторов XX века наиболее популярным в России был Пуччини. Если на исходе прошлого столетия его «Богема» могла еще шокировать музыкантов академического склада и была воспринята некоторыми критиками как «декадентское» произведение, то к концу 90-х годов и «Богема», и «Тоска», и «Чио-Чио-сан» уже никого не отпугивали своей новизной п необычностью, заняв прочное место на сцепах русских оперных театров. Ставились и более поздние оперы Пуччини. В 1913 году Зимин познакомил московскую публику с его «Дочерью Запада»2, впервые увидевшей свет в Нью-Йорке за три года до этого.

В том же году в Марпннском театре состоялась постановка «Электры» Р. Штрауса — произведения гораздо более смелого по своим новаторским устремлениям. Это была первая встреча русской публики с оперным творчеством композитора, уже достаточно хорошо и давно известного в России по его симфоническим сочинениям. Стилистически «Электра» принадлежит к наиболее сложным, радикально-новаторским произведениям Штрауса, и представляет собой крайнюю точку экспрессионистских тенденций в его творчестве3. Поэтому

1 О постановке Зимина см.: Прокофьев Гр. Московская опера.— «Русская музыкальная газета», 1910. ,\а 40; Энгель Ю. Московские оперные новинки в 1910—11 гг.— «Ежегодник императорских театров», 1911. вып. 3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">