Произведения Вагнера становятся неотъемлемой составной частью репертуара всех более или менее крупных оперных театров, и постановки их готовились обычно с большой тщательностью. Так при работе над постановкой «Валькирии» в Киеве известный антрепренер С. В. Брыкин специально командировал режиссера Н. Н. Боголюбова и дирижера И. Г. Пагани за границу для ознакомления со спектаклями мюнхенской оперы, славившейся образцовым исполнением Вагнера4. Корреспондент «Русской музыкальной газеты», сообщавший о премьере «Валькирии», утверждал, что «лица, видевшие эту музыкальную драму на Мариинской сиене, решительно отдают преимущество киевской постановке»3.

Пытались ставить Вагнера и «бродячие» оперные труппы, выступавшие в различных городах, и даже иногда любительские кружки. Уже с конца 90-х годов XIX века мы встречаем «Тангейзера» в репертуаре некоторых провинциальных театров. Позже шли в разных городах и «Лоэнгрнн», и «Тристан и Изольда», и другие вагнеровские оперы.

' Для спектаклей «Парсифаля» был выписан симфонический оркестр из Гельсингфорса, объединившийся с постоянным оркестром Музыкальной драмы. Дирижировал хорошо известный в Петербурге финский дирижер Г. Шнеефохт.

3 В Большом театре предполагалось поставить «Парсифаль» с участием Л. В. Собинова как исполнителя заглавной партии.

* Ю. Д. Энгсль находил Зигфрида «лучшим созданием» Ллчевского («Ежегодник императорских театров», 1912, выи. 4, с. 138).

* Об этой постановке см.: Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре, с. 135—145.

1 Эли. После «Валькирии» (в Киевском городском театре). — «Русская музыкальная газета». 1909, .V» 10, стб. 269.

В печати высказывались по адресу столичных театров упреки в чрезмерном увлечении Вагнером в ущерб творчеству русских композиторов. Так, «Русская музыкальная газета» при подведении итогов сезона 1913—1914 годов в Мариинском театре, отмечая, что наибольшее количество спектаклей пришлось на вагнсровские оперы, выражала сомнение в разумности и оправданности такого положения '. Б. В. Асафьев в этой же связи обращал внимание на то, что на наших казенных сиенах далеко не полно н не всегда в лучшем исполнении представлено оперное творчество Римского-Кор-сакова. Он предлагал осуществить специальный цикл корса-ковских спектаклей, сделав «Мариинскпй театр тем для опер Рпмского-Корсакова, чем являются Мюнхен и Байрейт для опер Вагнера»2. Но если эти упреки в крайностях п преувеличениях вагнеровского культа и были до известной степени обоснованы, постановки онер Вагнера принадлежали к самым крупным достижениям русского оперного театра в начале века. Выдающийся художественный успех многих из них свидетельствовал и о значительном росте оперно-нсполнитель-CKoii культуры, и о возросшем уровне эстетических запросов аудитории.

На сцену оперных театров проникали подчас «новинки» невысокого художественного качества и более чем сомнительной новизны, успех которых был чисто внешним и эфемерным. Такова, например, опера французского композитора Ж. Нугеса «Quo vadis?», прошедшая с огромным «кассовым» успехом в Париже в 1909 году -\ а годом позже поставленная в Москве у С. И. Зимина. Сенсационный интерес к бледному, бесцветному по музыке произведению одного из второстепенных эпигонов «лирической оперы» в большой мере был связан


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">