постановка «Тристана и Изольды» в 1909 году, явившаяся первой работой В. Э. Мейерхольда в качестве оперного режиссера. Но эти споры не касались музыкальной стороны, находившейся на неизменно высоком уровне, выступление Ф. Литвин в заглавной женской партии было оценено критикой, как «одно из лучших созданий» выдающейся артистки. Премьера «Мейстерзингеров», состоявшаяся 20 марта 1914 года, завершила серию вагнеровских постановок столичной казенной оперы. Сезон 1913—1914 годов был кульминационным по числу вагнеровских спектаклей. В репертуаре Марнннского театра находилось 8 опер Вагнера, то есть почти все его выдающиеся музыкально-сценические произведения, за исключением «Риенцн» и «Моряка-скитальца», а также драмы-ми-стерни «Парсифаль», монопольное право сценического исполнения которой принадлежало, в соответствии с завещанием композитора, основанному им театру в Байрейте.

В 1913 году истекал срок авторского права, и «Парсифаль» был поставлен сразу на десятках оперных сцен в разных странах мира. Инициатива первого сценического показа этой вагнеровской оперы в России принадлежала А. Д. Шереметеву1. Силами руководимого им Музыкально-исторического общества был подготовлен спектакль, публичная премьера которого состоялась 21 декабря 1913 года, на сцене Петербургского Народного дома2. Однако недостатки исполнения помешали этому спектаклю стать подлинным художественным событием. За исключением приглашенной из-за границы Фелин Литвин актерский ансамбль был посредственным, критически оценивалось малоинтересное, трафаретное оформление3.

Не находилась на высоте задачи и постановка Музыкальной драмы, состоявшаяся через два месяца после шереметев-ской премьеры. Несмотря на отдельные актерские удачи, интересные детали режиссерского и оформительского замысла н специально предпринятые меры по усилению оркестрового

1 Без сценического оформления опера исполнялась и ранее и симфонических концертах Шереметева.

5 Этой премьере предшествовал показ «Парсифаля» в Эрмитажном театре в чрезвычайно пышной, торжественной обстановке, в присутствии царя н всего петербургского «высшего» света.

3 Спектаклю Народного дома посвящены были обстоятельные критические разборы В. Коломннцева в газ. «День» и В. Г. Каратыгина в газ. «Речь» от 22 декабря 1913 г.

состава', общее впечатление было бледным. Намечавшиеся постановки «Парсифаля» в других оперных театрах не были осуществлены 2.

Вслед за Петербургом произведения Вагнера утверждаются и на оперных сценах других городов, в первую очередь Москвы. В вагнеровских спектаклях Большого театра были яркие актерские достижения. Л. В. Собинов дал новую трактовку образа Лоэнгрина. ставшую образцом для многих певцов, выступавших в той же роли. И. А. Алчевскнй — Зигфрид, если и уступал в чем-то Ершову, то должен быть все же отнесен к выдающимся исполнителям этой труднейшей партии3. Под эгидой дирижеров В. И. Сука и Э. А. Купера великолепно звучал оркестр и был достигнут обишй высокий художественный уровень исполнения.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">