Велась работа и над произведениями, занявшими уже прочное место на сцене и вошедшими в «золотой фонд» классического оперного репертуара. Среди таких сочинений прежде всего должен быть назван первенец русской оперной классики «Иван Сусанин» Глинки. Правящие круги стремились придать этой опере характер официозности. Она нсегла открывала сезон в императорских театрах и исполнялась по случаю всякого рода государственных торжеств. В годы первой русской революции черносотенные банды пытались использовать представления «Сусанина» для контрреволюционных монархических демонстраций, что заставляло передовую публику бойкотировать эти спектакли. Но уже тогда указывалось на несостоятельность всех попыток навязать глубоко народному по своей сущности гениальному глинкннскому созданию какие-либо верноиодданическн-охраннтельные тенденции. Ю. Д. Энгель писал: с..пройдут года, улягутся страсти и в новой, просветленной России звезда великого художника засияет полным блеском. Ее не затмит покровительство черной сотни, как не затмила двусмысленная благосклонность придворных кругов Имп. Николая I...»3.

Постановки «Ивана Сусанина» на казенных сценах подвергались критике главным образом за показную пышность, парадность оформления, не соответствующую простоте и правдивости глинкинской музыки. Так. относительно петербургского возобновления (1908) мы читаем в «Русской муэы-

' Яковлев В. «Орестея» С. И. Танеева в театре. — В кн.: С. И. Та-неен и русская онера. М.. 1946. с. 154.

■ См: Киселев В. А. Материалы к сценической истории «Орегтеи» С. И. Танеева.— В кн.: С И- Танеев. Материалы и документы. M. I9Î2.

"ЭвгельЮ По аояюду статьи руелаямстл - «Русская мумкаэьиая гаагта». 1908, M 37. стб. 754.

кальной газете: «...получилась исторически неверная и неправдоподобная в жизни пестрота и роскошь мужицких костюмов, пригодных для великосветского этнографического маскарада, а не для народной оперы Глинки»'.

Вместе с тем эта постановка привлекла внимание тем. что в ней был раскрыт ряд ставших уже традиционными купюр и тем самым полнее представлены музыкальные богатства оперы.

В числе возобновлений русской классики, содержавших в себе существенно новое, можно назвать новые постановки «Бориса Годунова» у Зимина в 1908 году или «Князя Игоря» в Мариинском театре годом позже. В зпмннском «Борисе» критика особо отмечала сильное впечатление от пронизанной духом народного бунтарства сцены под Кронами 2. В «Игоре», наряду с великолепным составом исполнителей (П. 3. Андреев — Игорь, Ф. И. Шаляпин — Владимир Галицкнй. Е. И. Збруева — Кончаковна). восхищала работа художника К. А. Коровина, ио эскизам которого были выполнены декорации, и балетмейстера М. М. Фокина, создавшего в картине половецких плясок, по словам В. Г. Каратыгина, «дивную симфонию красок, движений, мятущихся в огненном океане силы и страсти»3.

В области зарубежного оперного репертуара самым значительным явлением было бесспорно освоение вагнеропского творчестпа. «...Вагнер в России — это вообще особая и многознаменательная глава в истории русской музыкальной культуры»,— справедливо утверждал В. Г. Каратыгин4.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">