Постоянные оперные театры имелись и во многих других городах страны. Некоторые из них. как. например, русские оперные театры в Киеве и Тифлисе, по своим возможностям и уровню исполнения нередко приближались к столичным. Во главе первого из них в 1907 голу стал известный музыкальный деятель, племянник П. И. Чайковского Ю. Л. Давыдов, что, по общему признанию, способствовало значительному подъему работы театра. Тифлисская опера находилась в привилегированном положении по сравнению с большинством периферийных оперных театров, поскольку она была казенной и это обеспечивало ей твердую материальную базу. К городам с уже сложившимися традициями оперной жизни принадлежали Одесса. Харьков. Саратов. Екатеринбург. Казань, Пермь, Нижний Новгород*. Здесь ежегодно проводились оперные сезоны передвижными труппами, во главе кото-

1 Энгель Ю. Письма о московской опере.—«Русская музыкальная Газета». 1907. М 39. стб. 848—849.

1 См.: Из музыкального прошлого, под ред. Б. С. Штейилрссса, вып. I. М., 1960.

рых стояли иногда талантливые, инициативные и глубоко преданные своему делу люди. Работе в «провинциальных» (по тогдашней терминологии) оперных театрах отдали много лет такие дирижеры, как В. И. Сук, Э. А. Купер, Л. П. Штейн-берг. А. М. Пазовский. И. П. Палиев (Палиашвили). Значительный вклад в развитие оперной культуры на периферии внес режиссер Н. Н. Боголюбов У В периферийных театрах приобрели опыт и выдвинулись многие из артистов, являвшихся затем украшением казенных оперных сцен в Москве и Петербурге, а ряд выдающихся русских певцов (например, бас П. И. Цесевнч, баритон О. И. Камионскнй) навсегда сохранил привязанность к провинции. В качестве гастролеров в различных городах выступали крупнейшие мастера опер-но-исполнитсльского искусства. Так, «гвоздем» оперных сезонов в Нижнем Новгороде, проводившихся во время ярмарки в Большом ярмарочном театре2, бывали гастроли Шаля-пина. Выезжали на гастроли и целые группы артистов столичных театров, составляя полный ансамбль нескольких спектаклей.

Условия работы провинциальных оперных антреприз в большинстве случаев были тяжелыми. Лишь немногие из них пользовались поддержкой местных городских организаций, как правило они должны были существовать на самоокупаемости. При тех больших расходах, которых требует содержание сложного и многообразного аппарата оперного театра, необеспеченным частным труппам было очень трудно сводить концы с концами. Поэтому они постоянно терпели крах » распадались, не будучи в состоянии даже довести до конца объявленный сезон.

Неустойчивость их материального положения приводила и к снижению художественного уровня постановок. Если провинциальные оперные труппы зачастую располагали неплохим ансамблем певцов, то гораздо труднее было обеспечить необходимый состав хора и оркестра н удовлетворительное сценическое оформление. В погоне за сборами многие труппы вынуждены были наспех готовить все новые спектакли, вынося их на публику сырыми, плохо слаженными. Так

1 Ценным ИСТОЧНИКОМ СиСЛСННЙ Об ОперНОН ЖНЗИИ ДСНЧ'НОЛЮЦНОННОЙ русской провинции служат мемуары Н. Н. Боголюбова «60 лет и оперном театре». М.. 1967.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">