Именно этими, коренными задачами советского музыкознания и определяется весь путь Ю. В. Келдыша, пройденный им в науке.

Сейчас с полным основанием можно говорить о нем как о замечательном, выдающемся советском ученом, создавшем свою школу в историческом музыкознании. Растет и множится число его учеников и сотрудников, руководимых им творческих коллективов. Появляются новые имена, новые авторы в организованных им коллективных трудах. А главное — неоспоримо утвердились в музыкознании те принципы, которые он последовательно отстаивал и к воплощению которых настойчиво стремился: принципы верной, правдивой и объективной, партийной оценки исторического процесса.

Советское правительство высоко оценило заслуги Ю. В. Келдыша перед отечественной наукой. В 1966 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. С 1971 года он —член Комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий. Один из самых активных членов Союза советских композиторов, он был единодушно избран в 1974 году на ноет секретаря правления этой ведущей творческой музыкальной организации. В 1976 году за книги «Русская музыка XVIII века», «Рахманинов к его время» и за ведущие главы «Истории музыки народов СССР» ему присуждена Государственная премия РСФСР имени Глинки.

29 августа 1977 года Юрию Всеволодовичу Келдышу исполнилось 70 лет. Деятельность его по-прежнему поражает широтой н целеустремленностью творческих интересов. Непрерывно пополняется обширный список его трудов. Возникают новые замыслы и новые планы. И как всегда, мысль ученого обращена к прошлому и настоящему нашей Родины, к истории и современной действительности родного искусства.

Очерки и исследования к проблеме происхождения знаменного распева

В вопросе о том, когда, где и под влиянием каких факторов сложился древнейший тип славянского церковного пения, получивший наименование знаменного распева, до сих пор не все еще вполне ясно. В русской музыкальной историографии XIX и начала XX века существовали две радикально противоположные точки зрения по этому поводу, наиболее резко выраженные в работах С. В. Смоленского и А. В. Преображенского. Первый из них считал знаменный распев совершенно самобытным явлением, возникшим на русской почве без какого бы то ни было воздействия извне, н утверждал, что уже к началу XI века церковнопевческое искусство Киевской Руси располагало «весьма внушительным объемом своих книг и мелодиями столь твердыми н народными, что они сохранились живыми до наших дней» ', Это решительное утверждение Смоленского не было подтверждено ни анализом источников, ни сколько-нибудь вескими соображениями общеисторического порядка. К совершенно иному мнению пришел Преображенский на основе сравнительного изучения древнерусских и греческих певческих рукописей. «Необходимо признать.писал он. — во 1-х. что знаменная нотация древних славянских певчих книг есть нотация греческая, с совершенно незначительными изменениями приспособленная для распевання славянского текста. Во 2-х, что греческая нотация


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">