Рнмский-Корсаков сознавал необходимость обновления образного строя и форм оперной драматургии. Это отразилось, в частности, в его работе над неосуществленной оперой «Стенька Разин», замысел которой возник в 1905 году, под непосредственным впечатлением революционных событий. В письме к своему либреттисту В. И. Вельскому он подчеркивал, что «опера должна быть отнюдь не литургической, но и не реалистической окончательно. Она должна промелькнуть, как сон, пронестись, как гроза или как песня, и конец». Далее, возражая против слишком прямых аналогий с современным положением («и без того соприкосновение с ним будет ясно для всякого»), композитор писал: «Надо, чтобы восстала и пронеслась какая-то исполинская фигура среди угнетаемого народа, в которую он верит и, говоря устами старины, верит в ее бессмертие» '.

Как видно из этих слов, Римскнй-Корсаков хотел создать оперу обобщенно-аллегорического характера, в которой исторический сюжет должен был служить лишь условной рамкой для воплощения исконной народной мечты о воле и неугасимой веры народа в грядущее освобождение. Социально-критическая тенденция, характерная для кучкистских опер на исторические темы, здесь должна была уступить место утверждению положительного начала в несколько приподнятой над реальной действительностью романтизированной форме.

В условиях наступившей реакции, когда радостное ожидание близящихся перемен сменилось горечью разочарования, композитору трудно было довести до конца осуществление этого замысла. Вместо богатырской, удалой «разбойничьей песни» появилась бичующая опера-сатира «Золотой псту-

' Цнт. по кн.: А. Н. Рнмский-Корсаков. И. А. Римскнй-Корсаков. Жизнь н творчество, вып. 5. М.. 1946. с. 119.

шок» — не менее новая и смелая по своему образному строю и средствам музыкальной выразительности. Но гениальные прозрения позднего Рнмского-Корсакова не получили осуществления у его ближайших последователей в области оперного творчества.

Именно в эти годы возникает пресловутая теория отмирания оперного жанра, исчерпанности его рессурсов. причем опере часто противопоставляется балет. Показательна с этой точки зрения статья А. Н. Бенуа «Беседа о балете», вошедшая в состав сборника «Театр», выпущенного издательством «Шиповник» в 1908 году. Хотя автор статьи и не касается непосредственно оперы, но ряд высказываемых им положений носит явно выраженный сантиоперный» характер'. Основное преимущество балета перед другими драматургическими жанрами Бенуа видит в отсутствии связи со словом и конкретным понятийным содержанием. Провозглашая сферой Омета «молчание и зрелище» — безмолвное созерцание красоты, как «улыбки божества», он следующим образом уточняет н поясняет это свое определение: «Напрасно называть балет немым, балет, быть может, самое красноречивое ш зрелищ, так как он позволяет выявляться таким двум превосходнейшим проводникам мысли, как музыкальный звук и как жесты, во всей их полноте и глубине, не навязывая им слов, всегда сковывающих мысли, низводящих их с неба на землю»2. Именно балет, по мнению Бенуа. в силу того, что он не отягчен «дидактической утилитарностью» и более всех других видов драматического искусства удален от «прозы реальных событии» от «суетной возни нашей жизни», можег стать источником обновления всего современного театра: «...уверуем в то, что балет может возродить самую сцену, он «й может дать тот таинственно-литургический характер', по которому мы томимся»'.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">