Сам композитор относил «Игрока» к той линии своего раннего творчества, которую он характеризовал, как «новаторскую» (точнее было бы сказать — «экспериментально-поисковую») , связанную с «поисками языка для выражении сильных эмоций»2. Как и в других произведениях этой группы, в «Игроке» бесспорно присутствует известный элемент «полемичности». Очевидное сходство ряда сюжетных ситуаций в «Игроке» и «Пиковой даме» давало повод для сопоставления прокофьевской оперы с оперным шедевром Чайковского, от которого она резко отличается по языку и методу воплощения. Однако ни одно из собственных авторских высказываний не говорит о сознательном намерении «полемизировать» с Чайковским. Думается, что скорее в «Игроке» сказался протест против той бесхарактерной пассивно-лирической мелодичности и «выглаженности> стиля, которые были

1 Глебов Игорь. Книга о Стравинском. Л.. 1929. с. 85. ! С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания. М., 1956, с. 31.

свойственны операм эпигонов Чайковского, превращавших наследие великого музыкального драматурга в дешевую разменную монету. Но при этом он впадал иногда в крайности и преувеличения, отказываясь не только от устаревшего, ставшего условным, бессодержательным стандартом, но и от многих ценных сторон оперной традиции.

Музыкально-драматургические принципы, положенные в основу «Игрока», были четко сформулированы автором в печатных выступлениях, разъяснявших сущность его творческого замысла. Верное понимание законов сцены и гибкая, выразительная декламация— таковы, по мнению Прокофьева, два условия, при которых опера может быть «самым ярким и могущественным из сценических искусств»'. Эти прокофьев-ские тезисы во многом близки тем требованиям к опере, которые выдвигались в 60-х годах XIX века Даргомыжским и кучкистами.

«Родословную» «Игрока» принято обычно вести от «Женитьбы» Мусоргского, с которой опера Прокофьева имеет на первый взгляд наиболее непосредственные точки соприкосновения. В известной мере могло иметь место и прямое воздействие на Прокофьева со стороны этого «опыта драматической музыки в прозе». В связи с исполнением «Женитьбы» <1 Москве 21 декабря 1908 года в «Кружке любителей русской музыки» и 19 марта 1909 года в Петербурге, по инициативе «Вечеров современной музыки», на сцене театральной школы А. С Суворина —в музыкальных кругах возник острый интерес к оперному фрагменту Мусоргского, остававшемуся долгое время никому не известным. Некоторые критики склонны были рассматривать «Женитьбу», как произведение, способное указать новые пути современному оперному творчеству 2.

Раздавались, правда, и более сдержанные голоса. Так, А. В. Оссовский, отмечая необычайное богатство творческой выдумки в этом незавершенном эксперименте Мусоргского, где «с каждой страницы, от каждой подробности... так и брызжет талантом — ярким, свежим, нутряным, как родник, из


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">