Опера Глуховцева послужила поводом для небольшой дискуссии на страницах журнала «Театр и искусство», где мнению только что цитированного автора была противопоставлена иная точка зрения В. Г. Каратыгина. Спор шел не об оценке художественных достоинств и недостатков произведения, а по принаипнальному вопросу о приемлемости подобного сюжета для оперы. Каратыгин считал невозможным «художественное приятие пьесы Л. Андреева в роли оперного либретто»6, с чем решительно не соглашался его оппонент.

1 «Такой ансамбль —редкость даже для столицы».—писал Г. П. Про кофыв («Русская музыкальная га*ста», 1913. М 45, стб. 1025|. Особенно выделилась талантливая артистка Н. П. Кошиц в роли Оль-Оль.

1 Цензурному запрету подверглась в 1915 г. н онера (см. сообщение в гнете «Русское слова» от 16 сентября 1915 г.). и только после некоторых изменений в тексте удалось добиться разрешения на ее постановку в Петроградском Народном доме.

' Имеется в виду опера М. М. Ипполитова-Ивзновл по одноименной повести Тургенева, поставленная на сцене Московской частной оперы в 1900 г.

* Эагель Ю. Оперные новинки в Москве — «Ежегодник императорских театров». 1914. вып. 6. с. 114.

* Николаев Н. Harypa.THiM в опере —«Театр и искусство». 1913. М 10. с. 229.

■ Там же, с. 231.

Однако поставленная задача была решена в опере поверхностно и примитивно. Здесь было больше стремления использовать «злободневный» сюжет как средство достижения быстрого и легкого успеха, чем серьезного интереса к актуальной современной проблематике. Пи малоудачное либретто Н. В. Ларнкова, сводившее содержание пьесы к банальной мелодраме, ни бесцветная эклектичная музыка не стояли на уровне литературного первоисточникаВ музыкальном языке Глуховцева (если вообще можно говорить о наличии у него своего индивидуального языка) соединяются лирические реминисценции из творчества Чайковского с явным влиянием веристской оперы. «Дни нашей жизни» были оценены и критикой того времени как проявление нашего отечественного веризма. «Все для. русского веризма!» — так характеризовал эту оперу Ю. Д. Энгсль в цитированном отзыве, уточняя при этом свою мысль: «Именно веризма, а не художественного реализма» 2.

Одним из привлекательных для широкой публики элементов были использованные в опере мелодии популярных песен, в частности, неоднократно звучащая по ходу действия студенческая песня «Быстры, как волны, вес дни нашей жизни». Но это не могло возместить ни отсутствия в музыке подлинного драматизма и ярких, определенно выявленных характеров, ни ее интонационной бедности, безликости, а порой и вульгарности. Поэтому успех оперы оказался эфемерным, и она, как все перечисленные выше произведения, была очень скоро забыта.

Не могли стать сколько-нибудь заметным событием художественной жизни н оперы В. И. Ребикова, соединявшие декадентскую претенциозность замыслов с крайней бедностью, примитивностью драматургии и ограниченностью музыкально-выразительных средств. Правда, некоторые критики принимали всерьез широковещательные декларации композитора, приписывавшего себе реформаторскую роль в искусстве, и сопоставляли его имя с именами таких художников, как -..Мусоргский и Дебюсси1. Но общественного признания ребнковские оперы (или. как определял их сам автор, «музыкально психографнческне драмы») не получили. Только одна из них, написанная в ранние годы, завоевала известную популярность. Это одноактная опера «Елка», в которой есть куски приятной лирически-выразительной, хотя и неглубокой музыки, написанной под влиянием Чайковского. Она шла главным образом на провинциальных оперных сценах, петербургская же и московская се постановки в 1910 и 1912 годах остались эпизодическими явлениями и не привлекли большого внимании.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | долбежный станок по металлу гарантийный ремонт |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">