Опера не осталась в стороне н от новых течений в области литературы и драматургии. Так. например, было написано три оперных произведения по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса», что несомненно явилось откликом на большой успех этой пьесы в театре В. Ф. Комиссаржевской с руководительницей театра в заглавной роли. Однако ни одна из этих опер не передавала ни тонких эмоциональных нюансов драматургии Метерлинка. ни той трепетной душевной взволнованности, которой покоряла и захватывала игра великой русской актрисы. Относительно лучше других была опера А. Т. Гречанинова, поставленная в театре Зимина в 1912 году, но созданная несколько раньше, под непосредственным впечатлением московских гастролей Комиссаржевской 1908 года, в репертуар которых входил и метерлинков-ский драматический «миракль»1.

Композитор пытался здесь «модернизировать» свой, в достаточной мере традиционный стнль главным образом за счет заимствований у Вагнера. В музыке его оперы слышатся явственные от туки «Тристана». «Кольца Нибелунга», отчасти «Парснфаля». последовательно проводится система лейтмотивов, применяются эффектные средства оркестровой звукописи (особенно в развернутых симфонически-изобразительных антрактах между картинами). Однако все это ноент чисто внешний, условно декоративный характер и не меняет пассивно-лирической Природы гречаниновского дарования.

Одной из нашумевших новинок характеризуемого периода была опера А. С. Глуховцева «Дни нашей жизни» по пьесе Л. Н. Андреева, за короткое время обошедшая оперные сцены нескольких городов. Большим успехом сопровождалась ее постановка в .Москве в театре Зимина. В течение сезона 1913'М года она выдержала 22 спектакля при почти неизменных полных сборах. Этот успех был отчасти вызван прекрасным, актерским исполнением 1 и красочной постановкой с декорациями П. П. Кончаловского. Но прежде всего привлекал самый сюжет своей «злободневностью», острым разоблачением некоторых сторон современной действительности, вызвавшим, как известно, ряд затруднений при постановке андреевской вьссы на сцене2.

Для оперного театра подобный сюжет был особенно новым. Это отмечалось в печатных откликах на московскую премьеру оперы Глуховцева. «Русские оперы, считающиеся взятыми из ближайшей к нам эпохи,—писал Ю. Д. Энгсль,— «Евгений Онегин» и «Ася»5 —все же отстоят он нас не менее, чем на 70—80 лет. А «Дни нашей жизни» разыгрываются, можно сказать, в дни нашей жизни... Молодой компоштор п своей опере впервые показал на русских оперных подмостках некий «кусок жизни», которого они дотоле не ведали»4.

Острая актуальность, современность сюжета оперы подчеркивалась и другим автором, приветствовавшим «попытку молодого композитора взять на себя почин сближения оперных форм с бытом, строго реалистической драмой, возникающей и развивающейся в условиях повседневности, воспроизводимых в требованиях строгого реализма»2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">