Более удачна следующая опера того же композитора «Оле из Нордланда». появившаяся на сиене Большого театра в 1916 году. Остро драматический сюжет вернстского характера из жизни норвежских рыбаков, колоритные бытовые сцены, в музыке которых частично использованы подлинные народные темы, наличие выразительных лирических эпизодов — все это определило известный успех оперы'. Однако и на ней лежит печать свойственного творчеству Ипполитова-Иванова академического благодушия, эклектизма и несамостоятельности стиля.

Совершенным анахронизмом должна была казаться и • 1911 году онера Ц. Л. Кюи «Капитанская дочка», когда она промелькнула па сцене Мариинского театраК воплощению пушкинского сюжета, от которого в свое время отказался Чайковский, ссылаясь на заурядность, обыденность образа главного женежого действующего лица — Маши и на трудность характеристики Пугачева, этого «удивительно симпатичного злодся>. Кюи подошел очень просто, «не мудрствуя лукаво». Мещански-сентиментальная добродетельность Маши, не способная увлечь Чайковского, пришлась как раз «впору» лирически-романсному складу музыки Кюи с се умеренной «эмоциональной температурой», отсутствием выразительной глубины и силы. Лирические сцены Маши и Гринева оказались относительно наиболее удачными в опере, не лишенными известной мелодической приятности. Все же, связанное с обрисовкой Пугачева и бунтарской народной «вольницы», до крайности слабо, примитивно и фальшиво.

Постановка «Капитанской дочки» была лишь данью уважения к ее автору — «последнему из могикан» классического периода русской музыки, представлявшегося к тому времени уже прошлым.

Не заслуживают сколько-нибудь подробного рассмотрения некоторые совсем эпизодические явлении, как. например, опера ученика Балакирева и Римского-Корсакова Н. И. Казан ли «Миранда» на рыцарский сюжет из времен крестовых походов, обнаруживавшая в авторе хорошее владение оркестром, но лишенная каких бы то ни было признаков индивидуального своеобразия2, как «Чудо роз» П. П. Шенка —композитора с обладавшим известной лирической привлекательностью, но мелким по масштабу и поверхностным дарованием »,

1 Поставленная для прощальною бенефиса режиссера О. 1!. Палсчска 14 февраля 1911 :.. «Капитанская дочка» щмшма псего три раза.

1 «Из музыки онеры с несомненностью яастнуег. что автор —ученик Римско.о-Корсакова... н что композитор сверх тот находится год сильным влиянием ЧаЙконского... Местами дает себя чунетиовать и вагнеропское влияние» —так опивался о «Миранде» Киратыгни н связи с ее постановкой в Марпинском театре (Каратыгин В. Опера.—«Ежегодник императорских театров», 1910, вып. 4, с. 118). Онера прошла на сцене два раза.

■ См. оценку этой оперы в одном из очередных обзоров деятельное™ Мариинского театра Б. В. Асафьева («Музыка». 1914. № 174. с. 252».

как неудачный дебют в опчрноч жанре талантливого мастера хоровой музыки А. Л Кастальского «Клара Мнлич» по повести И. С. Тургенева '. /


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">