■ Глебов Игорь. Данте н музыка, с. 3—4.

русский опкрнып театр н 1907-1917 годах

Стало общим местом положение о кризисе русской оперы в предоктябрьское десятилетие. На упадок оперного творчества и отсутствие интереса к нему у наиболее крупных и одаренных композиторов неоднократно указывалось в печати тех лет. Один из авторитетнейших музыкальных критиков Ю. Д. Энгель писал в 1910 году: «Умер Римский-Корсаков н русское оперное творчество осиротело. Столпы современной русской музыки или вовсе чужды оперы или отдают ей свое вдохновение мимоходом»В еще более пессимистических тонах вторит ему несколькими годами позже другой автор* «С тех пор, как "замолк навеки незабвенный творец «Снегурочки», русская оперная сцена погрузилась в серые сумерки»2.

Представление о предреволюционном периоде русском оперы как о полосе кризиса и безвременья утвердилось и п нашем советском музыкознании. Этот взгляд требует известного уточнения. Жизнь оперного театра в России была в эту пору чрезвычайно интенсивной и изобиловала многими яркими, выдающимися явлениями. Но высокий расцвет оперно-нсполнительского искусства особенно остро подчеркивал скудость и незначительность того, что появлялось в области оперного творчества. После исключительного по силе и продуктивности творческого подъема у позднего Римского-Корсакова. создавшего за последние пятнадцать лет своей жизни

I! оперных произведений, многие из которых принадлежат к вершинам отечественной музыкальной классики, после интересных и талантливых по музыке, хотя драматургически и не стать ярких опер Рахманинова здесь наступает очевидный резкий спад.

Упадок оперного творчества в рассматриваемую пору выражался не в отсутствии новых произведений; Новые оперы создавались и ставились на сценах музыкальных театров, но, как правило, они принадлежали второстепенным композиторам, не способным создать что-либо самостоятельное н оригинальное. Эти авторы давали в лучшем случае хорошо «сработанные», добротные в профессиональном отношении оперные изделия, в которых перепевались старые, давно известные мотивы.

Таковы, например, оперы М. М. Ипполнтова-Иванова — заслуженно уважаемого и авторитетного музыканта, имевшего к тому же большой опыт работы оперного дирижера, но остававшегося в своем творчестве бледным ЭПИГОНОМ Чайковского и кучкистов. Драматургическая рыхлость его произведений, однообразие н бесцветность характеристик не могли быть компенсированы хорошим звучанием оркестра, удобством и даже подчас известной мелодической привлекательностью вокальных партий. В 1910 году Большой театр поставил оперу Ипполнтова-Иванова «Измена», написанную по одноименной трагедии Л. И. Сумбатова-Южина н на собственное либретто драматурга. Затем она шла в Тифлисе. Киеве, Харькове, а в 1914 году появилась на сцене Мариинского театра в Петербурге. В печати справедливо указывалось на то, что пьеса была значительно обеднена при переработке в оперное либретто, на вялость музыкальной драматургии, стандартность приемов воспроизведения национального грузинского колорита в музыке.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">