С оценкой музыкально-критической мысли предоктябрьских лет в работах Ю. В. Келдыша тесно связано его исследование об оперном театре той же эпохи. Воссоздавая картину развития русского оперного театра начала XX века, во всех его компонентах (репертуар, исполнительство, режиссура), автор вновь акцентирует внимание читателя на динамике исторического процесса. Как один из важнейших лейтмотивов театральной полемики, как любопытнейший ввод в музыкальную эстетику XX века здесь выступает борьба за оперу в ее синтетической сущности, за ее будущее, ее право на жизнь в искусстве.

Мысль историка в данных работах явно подчинена современности. Это и не могло быть иначе, ибо советское музыкальное искусство для Ю. В. Келдыша было и будет той главной жизненной реальностью, которой он отдает каждый день своего творческого труда. Увлечение исторической темой, какой бы далекой она ни представлялась читателю (русское музыкальное средневековье, XVII. XVIII век), никогда не заслоняло в его глазах насущных, повседневных задач. Статьи и публицистические выступления, анализы новых произведений и новых оперных постановок в его трудах вот уже на протяжении пятидесяти лет всегда сочетаются с глубоким исследованием исторических и источниковедческих проблем.

Достаточно назвать интереснейшие статьи Ю. В. Келдыша о творчестве видных советских мастеров, включенные в сборник «Критика и журналистика» (1963). Любая из них — будь то анализ опер Прокофьева и Кабалевского, очерк об Одиннадцатой симфонии Шостаковича или анализ «Славянского квартета» Шебалина — воспринимается в настоящее время не просто как чуткий и своевременный отклик на события музыкальной жизни, но и как глубоко концепционный, исследовательский очерк, в котором эти явления предстают в широкой исторической перспективе.

В 1974 году под руководством Ю. В. Келдыша и при его активном авторском участии был завершен первый в советской литературе фундаментальный труд, посвященный многонациональной музыкальной культуре Советского Союза — «История музыки народов СССР». Подготовка этой работы была главной и основной целью деятельности Ю. В. Келдыша как руководителя целой группы музыковедов — сектора истории музыки народов СССР Института истории искусств. Помимо сотрудников Института, в создании «Истории музыки народов СССР» участвовали музыковеды всех союзных и большинства автономных республик. Несмотря на огромные методологические трудности поставленных в иен задач, работа в целом получила высокую оценку советской общественностн как первый опыт анализа и обобщения целостного процесса развития многонациональной советской музыки.

Выступая в 1975 голу на теоретической конференции, посвященной вопросам развития национальных культур, Ю. Келдыш, отметив недостатки изданного труда, особо подчеркнул его перспективное значение: «Это лишь незначительная часть того, что предстоит сделать. Многонациональная социалистическая культура нашей страны — принципиально новое явление в истории. Тут речь идет не просто о взаимодействии, а о качественно новой общности, которая не отменяет самостоятельности и своеобразия отдельных культур» '. Раскрыть, установить эти эстетические качества, присущие всей советской музыке в целом, но проявляющиеся в специфически национальных формах. — вот та проблема, которая, по мысли Ю. В. Келдыша, еше стоит перед советским музыкознанием: «Наша наука не должна останавливаться; мы должны совершенствовать, углублять методы анализа, чтобы найти верный подход к решению этой коренной задачи»2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">