Говоря о воздействии поэзии Данте на развитие русской музыки, нельзя не коснуться отражения ее образов в творчестве выдающихся мастеров исполнительского искусства. Так.

1 Ю. Э(вгсль|. Две новинки Большого театра. — «Русские ведомости». 1906. II янв.

1 Этот романс входит в вокальный цикл Танеспа, соч. 26. иа стихи из сборника Эллиса (Кобылииского) «Иммортели». Канцона Данте переведена очень свободно н неточно.

любопытно, что Балакирев, который в качестве дирижера впервые познакомил русскую публику с лнетовской «Данте-симфонненУ в концерте Бесплатной музыкальной школы 3 апреля 1872 года, находил общие с этим произведением образные элементы в знаменитой Сонате си-минор того же автора. Г. Тимофеев; описывая исполнение Балакиревым этой сонаты, отмечает: «Короткое мрачное вступление к сонате — басы октавами - это то же самое, говорил Балакирев, что главная тема «Ада» ив его же «Этпа СоттегНа»1.

Другая соната Листа —«После прочтения Данте» — входила в репертуар многих русских пианистов. Особенно замечательным ее интерпретатором был Рахманинов. Советский исследователь Листа Я. И. Мнльштейн пишет, обобщая отзывы И воспоминания музыкантов, слышавших Рахманинова: «В этом исполнении, по-видимому, полностью снималось обычное представление о дантовской сонате, как о произведении неглубоком, внешне виртуозном. На первый план со всей силой выступали великие образы Данте: зловещее, мрачное тромбо-ноподобиое начало сонаты словно провозглашало грозную надпись на вратах дантовского Ада, затем шли картины страданий и мучений за пратами ада (сперва тяжелый гул ада долетал как бы издалека, потом он делался все более и более ощутительным, пока, наконец, не достигал своего апогея.— казалось, воздух дрожит от вздохов, проклятий, воплей ужаса, криков ненависти и т. п.). далее рисовались картины нежной любви (сладость воспоминаний)... Не было ни одного неоправданного замыслом звука; поэтические образы раскрывались с поразительной выпуклостью и убежденностью»2.

Если сопоставить это с тем, как длительно вынашивался Рахманиновым замысел его «Франчески», то надо будет признать, что образы Данте сопровождали великого русского музыканта на всем протяжении его творческого пути.

В 1921 году в нашей стране, только что вышедшей нз по лосы тяжелых боев за сохранение революционной власти народа и приступившей к мирному строительству, отмечалась 600-я годовщина со дня смерти гениального флорентийского поэта. В числе работ, выпущенных в свет к этой дате, был

'Тимофеев Г. Лист в русская музыка. " В к"-: Энершя. вып. 3. Спб.. 1914. с. 302. „, „

2 Мильштейи Я. Лист. М., 1956. т. 2. с. 161—162.

очерк крупнейшего советского музыковеда Б. В Асафьева «Данте н музыка», к которому нам уже приходилось обращаться в предыдущем изложении. Автор его пнсйл: «Величайшие откровения духа человеческого, тая в себе вечную мощь жизни, при каждом новом касании их ведут? ум к непознанным до того источникам. «Божественная комедия» —суровый, неприступный средневековый замок, гордо возносящий вершины свои в небесную лазурь, вкоренен в землю УСТОЯМИ своими. И как бы высоко ни парила мысль Данте, она связана со скорбью и радостью, с тьмой и светом, с холодом зимы и весенней ликующей песнью — со всем тем, что окружает каждого человека и что он испытывает внутри себя... Мне кажется, что привычные запугивания, щедро расточаемые некоторыми людьми, о дебрях схоластики, о запутанности аллегорий, свойственных стилю Данте, преувеличены»1 Быть может, в этом суждении есть доля субъективного увлечения. Асафьев хотел подчеркнуть живое актуальное значение поэзии Данте для нашего времени. Позднее он попытался подтвердить эту мысль собственным творческим примером, обратившись к Данте уже в качестве композитора, а не исследователя. Им был написан балет «Франческа да Рнми-нн» —интересный опыт перевода образов Данте на язык «звучащей пластики». Однако этот его балет остался едва ли не единственным серьезным образцом воплощения дантовско-го сюжета в советской музыке. Думается, что здесь заложены для композитора нашей эпохи большие н еще далеко не исчерпанные возможности. Если к «Божественной комедии» обратится по-настоящему одаренный и мыслящий художник, который сумеет прочесть се по-новому, глазами передового человека середины XX века, он сможет создать сильное, волнующее и глубоко современное но духу произведение.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">