С самого начала работы над «Франческой» Рахманинов стремился возможно ближе и точнее придерживаться поэтического оригинала. В письме к автору либретто М. И. Чайковскому ОТ 28 августа 1898 года он просит расширить текст пролога, я котором изображались Данте и Вергилий, спускающиеся по ступеням Ада: «Я желал бы. чтобы Вы присочинили мне строф тридцать для невидимого хора в прологе. Пусть не тридцать, но все-таки известное количество слов, которое я бы разделил н поручил бы петь разным группам хора.,. Мм бы очень хотелось, чтобы Вы сказали «да», а то иначе, не удовлетворяясь одной только фразой в либретто, что слышны стоны, мне придется писать симфоническую картину только для оркестра, что немного досадно, потому что в моем распоряжении есть и хоры, раз я пишу оперу»1. Как видно нз этих слов. Рахманинов предполагал написать широкую вокально-симфоническую картину Лаптопа Ада. тогда как в либретто М. И. Чайковского пролог заключал в себе всего несколько реплик Данте и Вергилия. В том же письме Рахманинов спрашивал либреттиста об источниках первых двух действий, в которых, по-видимому, развертывалась «предыстория» самой трагедии — обманное сватовство Джан-чотто Малатесты. первая встреча Франчески н Паоло и т. д. Композитору хотелось, таким образом, четко отделить то. что принадлежит Данте, от всего, привнесенного извне, дополняющего и комментирующего его поэтическое повествование.

В ходе разработки и уточнения своего оперного замысла он шел по пути максимальной концентрации музыкально драматического действия н исключения всех побочных, второстепенных моментов. По требованию Рахманинова первые две картины были вычеркнуты1, в результате чего действие приобрело предельно сжатый и лаконичный характер. Все внимание сосредоточивается на судьбе и душевных переживаниях трех персонажей Дангс: Франчески, Паоло и Ланчотто'. Две картины оперы, в которых оживают трагические события рассказа Франчески, обрамляются развернутыми прологом и эпилогом, изображающими картину адских вихрен, смешанных со стонами, воплями и рыданиями.

Эта окончательно сложившаяся композиции оперы Рахманинова очень близка к построению «Франчески да Риминн» Чайковского. Ведущая роль принадлежит в ней также симфоническому началу, внешнее же сценическое действие сведено до минимума. Рахманиновская «Франческа* воспрн ни мается скорее как инсценированная симфоническая кантата, нежели опера в обычном понимании. (С этим, заметим попутно, связаны трудности ее театральной постановки, быть может, являющиеся отчасти причиной того, что она сравнительно редко появляется на оперных сценах). Создавая се Рахманинов несомненно находился под обаянием одноименного произведения столь любимого и почитаемого им композитора. Вместе с тем он самостоятельно подходил к решению стоявшей перед ним творческой задачи, не копируя Чайковского и не подражая ему в средствах музыкального выражения.

Общность основных композиционных элементов в произведениях обоих композиторов была во многом продиктована характером литературного первоисточника. В главных, ведущих линиях драматургического развития Рахманинов, как и Чайковский, строго придерживался плана изложения Данте, хотя природа оперного жанра, естественно, требовала значительного расширения словесного текста3. Но конкретный характер музыкальных образов в опере Рахманинова существенно отличается от образов симфонической фантазии Чан ковского, и в этом сказалась разница мироощущения и темперамента художников разных исторических эпох и различного индивидуального склада. Изображение адских вихрей у Чайковского отличается гораздо большим динамизмом и действенной силой; в нем слышатся не только ужас и отчаяние, но и активный протест. У Рахманинова же оно окрашено в мрачно фаталистические эмоциональные тона. Как верно пишет Б. В. Асафьев, «Ад у Рахманинова — театральная декоративная описательная музыка с жуткими проходящими хроматическими гармониями —шаг к «Острову мертвых» и даже к гулу и ужасу набатного звона в «Колоколах»'.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">