Изобразительное н выразительное начала нерасторжимо связаны между собой в музыке Чайковского. Неистовое бушевание адской бури сливается с отчаянными воплями и стонами несчастных грешников, обреченных на вечные муки и страдания, и все вместе создает один грандиозный по масштабу трагический образ, с неотразимой силой воздействующий на слушателя. При всей своей метафоричности и обилии вызываемых им живописно-красочных романтических ассоциаций образ этот по сути глубоко реалистичен. В виде страшной адской стихии, уносящей и вовлекающей в свой водоворот бесчисленные человеческие жертвы, рисовались композитору те мрачные силы действительности, которые стоят перед человеком на пути к счастью и радости. Невольно вспоминается авторский комментарий к первой части Четвертой симфонии Чайковского; «Итак, вся жизнь есть непрерывно! чередование тяжелой действительности со скоропреходящими сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет... Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою».

Но как у Данте над страшной адской бездной парит лучезарный лик Франчески, прекрасные черты которого не могли исказить ни перенесенные страдания, ни страшная наснльственная смерть, так у Чайковского светлым контрастом к мрачным, трагически смятенным крайним разделам симфонической фантазии служит глубоко поэтичная лирическая средняя часть. Меланхолически звучащая тема рассказа Франчески как бы постепенно расцветает и приобретает все новые выразительные оттенки, затем она сменяется другой, более страстной лирической темой, которая доходит в своем развитии до патетической мощи звучания. К этому разделу можно было бы отнести двустишие Брюсова. которое он хотел поставить в качестве эпиграфа перед своим стихотворением сРиминн»:

Как нимб, Любовь. тдос снянм' Над всеми, кто погиб любя.

Любовь сильнее смерти —такова оптимистическая, жизнеутверждающая идея поэмы Чайковского, выраженная в противопоставлении контрастных музыкальных образов.

При появлении «Франчески да Римннн» многих см\тила ясно выраженная русская окраска темы рассказа. В частности, это дало повод Кюн упрекнуть автора в нарушении требовании местного колорита. Чайковский, находившийся в это время за границей, писал С. И. Танееву в письме от 27 марта/8 апреля 1878 года: «Очень мне было интересно узнать мнении про Франческу. Кюн не сам выдумал, что первая тема похожа на русскую песнь. Это я ему сказал в прошлом году»1. Из этих слов композитора видно, что он не старался придать своей Франческе итальянские черты, сознательно сделав се русской. Такая «славянизированная» Франческа была ближе и род нее ему. вызывала у него более непосредственный душевный отклик и симпатию. У Данте, как и у Шекспира, он стремился обнаружить и подчеркнуть наиболее общезначимое, то, что выходит за рамки своего времени и сохраняет живое значение для последующих эпох, а не особенное, специфическое, связанное с преходящими исторический!! условиями. Поэтому при разработке сюжетов, заимствовавшихся им из великих произведений мировой литературы, он избегал какой бы то ни было стилизации. Чайковский истолковывал их по-своему, как русский художник, в свете той актуальной жизненной проблематики, которая выдвигалась современной ему отечественной действительностью. Отсюда множество разнообразных ассоциаций с явлениями русской художественной культуры, рождаемых «Франческой», так же как и другими его произведениями на иностранные сюжеты. Прав был Б. В. Асафьев, когда писал: «...полагаю, что возникновение образа Франчески в его сознании—столько же результат чтения Данте, сколько н бытования образов страдающей женской души в русской художественной лирике н в русском искусстве в целом... И поэтому Франческа Чайковского, не Лиза лн это «Пиковой дамы» в Аду Данте, если взять ее судьбу в средневековом облике?»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">