Гениальные образы Данте н Шекспира, вдохновившие Чайковского, помогли ему оформить свои творческие стремления и найти яркие, впечатляющие средства для поплоше-ння волновавших его жизненных конфликтов. Чайковский был далек от того, чтобы просто иллюстрировать музыкой избранные сюжеты, Высказывавшиеся им отрицп'сльные суждения о самой природе программного жанра были связаны с антипатией именно к такого рода программности, которая рабски следует за литературным текстом или сюжетом, лишая музыку ее самостоятельного художествснно-обобщаю< щего значения. Вместе с тем Чайковский отнюдь не чуждался конкретной изобразительности, живописности музыкального языка. Не только в его программных композициях, но И в сочинениях, не имеющих литературно-сюжетной основы.

музыка носит зачастую настолько образный и картинный характер, что вызывает при слушании почти осязаемые предметные ассоциации. Но эти живописно-изобразительные элементы служили для Чайковского не самоцелью, а средством жизненно убедительного воплощения глубоких и сильных драматических конфликтов.

В этом также проявляется его близость к художественному мышлению Данте. Исследователями отмечалась очень большая конкретность, даже локальность образов «Божественной комедии», заимствовавшихся поэтом, как правило, из непосредственно окружавшей его реальной действительности. В частности, большое место занимают у Данте образы природы, носящие в большинстве случаев отчетливо выраженный местный колорит. Это по преимуществу родная его горная природа Северной Италии, локальная определенность которой подчеркивается обилием географических наименований. Благодаря этой реалистической точности и «зримой» конкретности образов грандиозная космическая аллегория Данте облекается живой плотью и кровью и не воспринимается как схоластическая абстракция.

Чайковский был недоволен крайними разделами своей симфонической фантазии, изображающими бушевание адских вихрей. «Что касается вихря, — говорил он.— то можно было бы написать что-нибудь более соответствующее рисунку Доре, но не вышло так. как «хотелось»'. Композитор был, конечно, несправедлив но отношению к самому себе. Его буря, вихри и стенания впечатляют несравненно сильнее, нежели рисунки французского художника Гюстава Доре к пятой песни Дантова «Ада». Критика единодушно отмечала замечательное мастерство оркестровой звукописи, проявленной Чайковским в этих разделах его «Франчески». В. В. Стасов относил нх к числу «совершеннейших живописных и пластических изображений ноной музыки»2. Г. А. Ларош. который не считал Чайковского призванным к сочинению программной музыки, вынужден был признать его победу в этом произведении В рецензии на первое петербургское исполнение «Франчески да Риминн». состоявшееся II марта 1878 года пот управлением Э. Ф Направника, критик писал: «Франческа да Риминн» произведение необыкновенно блестящее, инструментованное с поразительным искусством. Ослепительная игра оркестровых красок, неистощимо богатых и беспрерывно сменяющихся, с начала до конца держит слушателя как бы под действием какой-то галлюцинации. Для читающего . партитуру наслаждение наблюдать, как все замыслы автора осуществляются, как ни одни задуманный им эффект не пропадает, как пышная инструментальная роскошь уживается в яей с мудрою экономией, с тонко рассчитанной градацией. Но это — наслаждение специалиста: масса публики в новой симфонической поэме или, как се озаглавил автор, «фантазии» слышит нечто другое. Ее поражают и тс акценты глубокого страдания, которые выражаются этим морем красивых звуков, и та стихийная сила, с которой автор изобразил яростный вихрь, кружащий и уносящий души грешников в Дантоном алу. Особенно, я полагаю, действует второе. Адская буря Чайковского ревет и хлещет, как морской шторм .Айвазовского. Я не нахожу лучшего сравнения хчя передачи впечатления, вынесенного мной из этой удивительной музыкальной иллюстрации»


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">