Произведения русских композиторов на тексты или сюжеты великого флорентийского поэта сравнительно немногочисленны. Но среди них есть шедевры, достойные занять место в ряду величайших созданий мирового музыкального искусства. Если не говорить о таких эпизодических явлениях, как романс А. Г. Рубинштейна на слова одной из канцон лантова сборника «Vi1a Nova»: *Tanto gentile e tanto oneste* (в цикле романсов соч. 83, 1869) и уже упомянутый «Мистический хор» Кюн (187Г), то началом русской музыкальной «дантеаны» следует считать симфоническую фантазию П. И. Чайковского «Франческа да Римннн», написанную в 1876 году.

История создания этого произведения достаточно хорошо известна, существуют и многочисленные его музыковедческие анализы и описания. Поэтому мы остановимся только на тех его сторонах, которые представляют интерес для темы настоящего очерка. Прежде всего это самый выбор сюжета. Не случайно из всего обилия образов «Божественной комедии» внимание Чайковского привлек эпизод о трагической судьбе юных Франчески и Паоло — «едва ли не самый страстный гимн любви во всей мировой литературе», по выражению советского исследователя Данте А. К. Дживелегова. Этот эпизод, в котором Данте решительнее всего порывает с аскетическими воззрениями Средневековья, оказался наиболее близок реалистическому русскому искусству второй половины прошлого века. Борьба за свободу человеческого чувства, за право человека на счастье и полноту жизни являлась одним из основных, центральных его мотивов. И именно в музыке Чайковского с особенной силой воплощен тот непримиримый трагический конфликт, который проистекал из столкновении светлых жизнелюбивых стремлений человеческой личности с враждебными им гнетущими условиями социального бытия.

Чайковский не сразу нашел удовлетворяющую его форму для воплощения дантова сюжета. Сначала он предполагал написать на этот сюжет оперу, но затем отказался от уже готового либретто К- И. Званцова, которое ему предложил Г. А. Ларош. Если представлять себе общий характер оперной эстетики Чайковского, то можно без труда догадаться о мотивах этого отказа. Стремясь к возможно большей простоте, искренности выражения человеческих чувств и жизненной правдивости образов, он всегда опасался сюжетов из далекого исторического прошлого из-за неизбежной доли условности, с которой связана их музыкально-сценическая разработка. По той же самой причине Чайковский отклонил и ряд других оперных сюжетов, хотя многие из них были близки и созвучны его творческим стремлениям.

Но печальная история Франчески и Паоло продолжала волновать композитора и после того, как замысел оперы по Данте отпал. Летом 1876 года по пути в Париж он перечитывает пятую песнь Дантова «Ада» и под влиянием этого чтения у него складывается план симфонической пьесы «Франческа да Римини». 14 октября того же года произведение было уже окончено. Сообщая об этом своему брату Модесту Ильичу. Чайковский замечает: «Писал я ее с любовью и любовь вышла, кажется, порядочно»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">