Кому же из современников Глазунова дано было переступить эту грань? И кто из них в подлинном смысле слова оказался художником начала XX века?

Ответ на этот вопрос дала обширная монография о Рахманинове-одном из любимых композиторов К) В. Келдыша, которому он посвятил долгие годы творческого труда.

Вышедшая в 1973 году книга «Рахманинов и его время» по замыслу автора составляет лишь первую часть исследования: биография композитора здесь доведена до переломной, трагической даты раз.пки с Родиной — отъезда за границу в 1917 году.

И все же исследование оставляет законченное впечатление единой, целостной концепции именно благодаря вдумчивому решению главной задачи. «Как н у всякою художника, — утверждает автор. — у Рахманинова был свой период, который он с наибольшим правом мог бы начать своим временем, такой период, когда его личные стремления и склонности более всего соответствовали господствующим тенденциям общего исторического развития и он чувствовал, что говорит в своем творчестве о важном и необходимом для современников»*. Таким «своим временем» у Рахманинова был

I | л ы ш Ю. В Симфоническое творчествоВ кн.: Глиунов. Исслед.ншнии.. т. I, с. 130- 131.

1 Ki-.i jliui Ю. Раччаничпв и его время М. 197,1. с 5—в.

конец XIX и начало XX века — «эпоха, заряженная огромной взрывчатой энергией». И книга Ю. В. Келдыша по существу впервые в таком широком аспекте показывает почву, па которой взросло тревожное и бурное, насыщенное пафосом •ожиданий искусство русского мастера.

Как и в других исторических трудах Ю. В. Келдыша, читателя сразу же привлекает полнота и богатство документального материала. Книга дает интереснейшие новые данные о семье Рахманинова, его детстве и юности, его первых выступлениях и триумфах, его деятельности в оперном театре. Широко использованы материалы прессы, создающие правдивую картину той бурной полемики, которая развернулась вокруг Рахманинова на рубеже двух столетий.

Создать такой труд мог только вдумчивый исследователь, всецело сжившийся с этой эпохой, с ее социальной атмосферой, ее многообразным художественным наследием. Напомним, что именно Ю. В. Келдыш явился автором ответственных, обобщающих музыкальных разделов в коллективной работе сРусская художественная культура XIX — начала XX века», подготовленной Институтом истории искусств.

Очерки из второй части этого труда впервые публикуются полностью в настоящем издании. В них Ю. Келдышу удалось по-новому осветить важные стороны музыкальной жизни России в предоктябрьские годы. Такова прежде всего замечательная по новизне и яркости содержания работа о музыкальной критике этих лет. Перед читателем развертывается сложная картина острой, непримиримой идеологической борьбы, разгоревшейся накануне великих событий. Автором «взяты на вооружение» не только специальные музыкальные журналы («Музыка», «Музыкальный современник»), но и материалы газетной прессы. Отчетливо выделены главные узлы музыкальной полемики: дискуссии о Скрябине, Метнсре, Рахманинове, Прокофьеве — горячие споры о молодом поколении, о восходящих светилах музыкального мира. Интересно освещены и главные, и второстепенные фигуры критиков, публицистов, начиная от «наследников XIX века», таких, как Н. Д. Кашкин и С. Н. Кругликов. и кончая эстетствующими «мэтрами» явно реакционного толка. Многое в этой полемике, как бы вновь оживающей перед глазами читателя, кажется очень поучительным и в наши дни.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">