Юрий (Георгий) Всеволодович Келдыш родился 16(29) августа 1907 года в Петербурге. Отец его — инженер-строитель Всеволод Михайлович Келдыш впоследствии выдвинулся как крупный советский специалист в области строительных конструкций, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В течение многих лет он был профессором Московской поен-но-инженерной академии им. В. М Куйбышева. В скромной, трудовой обстановке подрастала большая семья: три дочери и четверо сыновей, из них вторым был Юрий. Пытливые, инициативные дети рано восприняли от отца культуру научного труда, живой интерес к вопросам технических наук, физики, математики. Так постепенно формировалась иелая династия советских ученых: младший брат Ю. В. Келдыша. Мстислав Всеволодович. — в будущем президент Академии наук СССР, известный в мировой науке математик и мехаинк; старшая сестра Людмила Всеволодовна — математик, автор ряда научных трудов, младшая сестра Вера Всеволодовна — математик, специалист но аэродинамике. Теперь к этим именам можно прибавить еще и представителей следующего поколения — племянников Ю. В. Келдыша: профессора физики Московского университета, академика Леонида Вениаминовича Келдыша, доктора филологических наук Всеволода Александровича Келдыша. Профессию муэыковеда-нсюрика унаследовала от своего отца Татьяна Георгиевна Келдыш.

Как видно из этого списка, в семейной династии ученых нашла свое выражение не только физико-математическая, но и гуманитарная линия современной науки — история, эстетика, искусствознание. Любовь к театру и музыке, по собс1 венному признанию Ю. В. Келдыша, всегда переплеталась в этой семье с основной сферой научных интересов. Отец и мать, любители музыки, были постоянными посетителями оперного театра. По вечерам устринвалнсь небольшие домашние концерты. Братья отца, обладавшие хорошими голосами, пели романсы и арии. Неудивительно, что у одного из сыновей, музыкального от природы, рано пробудилось влечение к серьезному музыкальному образованию.

В 1923 году началось обучение в музыкальном техникуме имени Скрябина, где Ю. Келдыш был зачислен в класс известного педагога-пианиста В. А. Селиванова. Занятия по фортепиано и музыкально-теоретическим предметам шли успешно. Но не остывал интерес и к науке. С юных лет определился у будущего ученого свой круг чтения, в основном из работ по русской истории. Труды В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, И. Е. Забелина. И. И. Срезневского увлекали воображение подростка. К этому присоединялось прекрасное знание русской классической литературы, внимательное чтение статей Белинского, который и до енх пор остался у Ю. В. Келдыша любимым избранником — духовным учителем.

В 1927 году Ю. Келдыш поступил в Московскую консерваторию, на научно-исследовательское отделение теоретнко-комнознторского факультета («Муианс», как называлось оно в то время). В жизни консерватории то были годы трудной перестройки, борьбы за становление новых методов и форм музыкального образования. Важным переломным этапом на этом пути явилось изданное в 1926 году «Положение о Московской и Ленинградской консерваториях», в котором видное место отводилось работе научно-композиторского факультета и в том числе музыковедческой специальности, как формирующей идеологической отрасли музыкального образования." К этому времени уже были основательно разработаны программы музыковедческих курсов, сформирован институт аспирантуры, установлена практика дипломных работ. Большой творческий вклад в работу «Мунаиса» вносили ведущие музыковеды-теоретики Г. Л. Катуар, Г. Э. Конюс, Н. А. Гар-бузов, Н. С. Жиляев, историки М- В. Иванов-Борсцкнй и К. А. Кузнецов.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">