Очерки и исследования по истории русской музыки

Эта спокойная, широко изложенная лирическая тема образует самостоятельный законченный эпизод внутри большого целого, выполняющий функцию медленной части в произведении циклической формы.

В разработке обе темы подвергаются всевозможным вариантным преобразованиям и приобретают различный характер, главным образом за счет изменений ритма, темпа и тсмброво-регистровой окраски. При этом композитор снова сближает их между собой. Это сближение намечается уже в самом начале разработки, где дана в разных голосах оркестра выразительная перекличка начальной фразы побочной партии и ритмически видоизмененной темы вступления:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Обратим внимание на обнаруживающееся здесь сходство первой, остинатно повторяющейся фразы с народными полевками типа «кличей», «зазывов», широко использованными в творчестве Римского-Корсакова.

Эпизод на в/а в As-dur (Allegretto. Schcrzando), в котором обе указанные темы сближаются еще теснее, заменяет скерцо. Реприза и непосредственно примыкающая к ней кода представляют собой род богатырского апофеоза, подобного тем, которыми часто заканчиваются симфонии Глазунова. Обе темы звучат широко, величаво и торжественно.

Интересно задуманный концерт уступает, однако, по выразительности материала и органичности музыкального развития двум охарактеризованным выше произведениям того же жанра. Партия фортепиано во Втором концерте, написанная в монументальной виртуозной манере, отличается блеском и импозантностью звучания. Вместе с тем она страдает подчас излишней массивностью, вязкостью фактуры и перегружена внешней пассажной орнаментикой.

Форма инструментального концерта продолжала привлекать композитора и в последующие годы, свидетельством чего являются два произведения, созданные им за рубежом в конце жизни: Концерт-баллада для виолончели с оркестром и Концерт для саксофона со струнным оркестром.

Первое из этих сочинений, законченное в 1931 году, посвящено Пабло Казальсу и впервые прозвучало в исполнении знаменитого виолончелиста. Музыка Концерта-баллады, отличающаяся ясным мужественным характером, не лишена красоты и благородства, но несколько академична и суховата. В ответ на замечания, высказанные по поводу данного концерта М. О. Штейнбергом, Глазунов писал: «Очень Вам признателен за лестный отзыв о моем мастерстве. Упреки за повторение одной фразы в речитативе и за секвенции, на которых построена побочная партия, принимаю к сведению. Жаль, что Вы не видели партитуры, Вам наверно бы понравились аккорды С15, А, В и т. д. на низком регистре деревянных духовых. Конечно, побочная партия навеяна Бахом, Шуманом и Брамсом, но полагаю, что в общем форма вышла довольно жизненная (для 66 лет!)»'.

Привлекательные страницы содержит мелодически выразительный и сжатый, ясный по форме Концерт для саксофона. Это единственное или, во всяком случае, одно из очень ■немногих концертных произведений серьезного плана для инструмента, сильно дискредитированного в глазах академических музыкантов его широким и повсеместным употреблением в джаз-оркестрах. По общему характеру музыки этот глазуновскнй концерт продолжает линию его скрипичного и первого фортепианного концертов, хотя и уступает им в смысле яркости материала и широты тематического развития.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">