Но если характер и соотношение основных тематических разделов в экспозициях скрипичного и первого фортепианного концертов имеет много сходного, то в дальнейшем ход мысли существенно меняется. Разработка фортепианного концерта отличается большей собранностью и напряженностью развития, чему способствует ускорение темпа и ритмическое сжатие тем. Постепенное и непрерывное нарастание приводит к динамической репризе, в которой тема главной партии звучит взволнованно и патетично; значительно изменено также изложение побочной партии. По сравнению со спокойной, неторопливо развертывающейся экспозицией реприза сокращепа более чем вдвое. Эта се сжатость и лаконизм уравновешиваются кодой, которая начинается аналогично разработке, хотя и не получает широкого развития. Все разделы формы, начиная с разработки, связаны между собой непрерывностью переходов и тесным внутренним единством. Таким образом, на протяжении всей второй половины части идет одна последовательная линия непрерывного накопления и роста драматической напряженности.

Вторая часть, написанная в форме вариаций, не нарушает общего лирически-сосредоточенного тона музыки и вместе с тем вносит элементы известного жанрового разнообразия. Вариационная форма, что вообще свойственно Глазунову, трактована как характеристический сюитный цикл, основанный на различных жанровых видоизменениях одной темы. Сама тема, излагаемая в оркестре, носит ясный и спокойный лирический характер. В дальнейшем ее развитии мечтательные лирические образы (в вариации IV характер музыки подчеркнут особым заголовком — Ьупса) чередуются с мужественно-волевыми (вариация III — Епмса), танцевальными (вариация VII —Мазурка) и скерцозными (вариация VIII — Скерцо). В вариации IX, финальной, тема приобретает эпически-величавый облик и звучит в изложении медной группы торжественно и мощно. К ней присоединяются темы III части, проводимые также в широкой, яркой звучности. Посредством этого излюбленного приема объединения всего основного тематического материала в заключительном разделе циклической формы Глазунов достигает и в данном случае большой внутренней законченности и цельности воплощения творческого замысла.

Второй фортепианный концерт, Н-а"иг, законченный п 1917 году, был задуман композитором много раньше. По свидетельству автора, основные мысли возникли еще в 90-х годах1. Этим объясняется то обстоятельство, что стилистически и по характеру образов Второй концерт более близок к раннему глазуновскому творчеству, чем к произведениям начала XX века. «Кучкистские» связи очень явственно выступают и в облике основных тем, и в приемах развития, и в структуре концерта. Подобно фортепианному концерту Римского-Корсакова или Первому концерту Ляпунова, он написан в «листов-ской» одночастно-циклической форме. Концерт, в сущности, монотематичен. Первоначальным зерном, из которого вырастает тематический материал, является суровая эпическая тема вступления, напоминающая интонации знаменного распева:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Из нее путем ряда постепенных видоизменений вырастает напористая, стремительная тема главной партии. Далее, как бы отпочковываясь от той же начальной темы, возникает новая тема побочной партии:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">